Тепловой зазор в клапанном механизме регулируется. Регулировка зазоров в приводе клапанов. Чем грозит плохая регулировка клапанов

Нормальная работа автомобильного двигателя зависит от многих факторов – температурного режима, давления масла, правильно выставленного зажигания и прочее.

Большое значение также имеет правильно выполненная регулировка зазоров клапанов, при ее нарушении с мотором возникают различные проблемы.

Чтобы правильно установить тепловые зазоры, необходимо знать порядок регулировки, величину зазора между клапаном и толкателем (регулировочным винтом или шайбой). В этой статье будет рассмотрено, какой существует порядок регулировки для разных моделей легковых автомобилей, какие зазоры следует выставлять, нюансы и характерные особенности в регулировании.

На двигателях с головкой с кулачковыми роликами пальца измерьте зазор, когда верхняя часть лепестка направлена ​​прямо от начала. Установите поворотный штифт на противоположный конец пальца клапана. Измерьте между толкателем и нижней частью кулачкового лепестка.

На двигателях головки распределительного вала проверьте зазор каждого клапана, когда лепесток его кулачка направлен непосредственно от него. Поверните коленчатый вал только в нормальном направлении вращения, используя гаечный ключ или торцовый ключ на шкиве коленчатого вала, чтобы переместить его.

Порядок регулировки тепловых зазоров клапанов

Практически все ДВС современных автомобилей имеют правое вращение коленчатого вала – коленвал вращается по часовой стрелке. От к/вала приводится в движение распределительный вал, передается вращение на распредвал через ремень или цепь. Распредвалов в двигателе может быть несколько, сколько их в моторе, зависит от особенностей конструкции силового агрегата.

Клапаны находятся в контрольном положении в разобранном состоянии - чтобы не путать выпускные и выпускные отверстия. На некоторых более старых двигателях с головным кулачком вы можете отрегулировать клинья в ограниченной степени, завинтив клин на них через небольшое отверстие. Поверните винт с помощью шестигранного ключа; если это не изменит зазор, прокладка должна быть заменена в гараже.

На толкателях с прокладками проверьте игру, вставив лезвие (-ы) измерителя щупа между задней частью кулачка и толкателем. Правильное лезвие должно быть плотно прилегло к слоту. Если он отказывается входить, или если он слишком рыхлый, попробуйте другие лезвия, пока он не станет идеально. Все зазоры клапанов вне пределов должны быть установлены гаражом.

На каждом распределительном вале (РВ) обязательно имеются кулачки, за счет них обеспечивается открытие и закрытие клапанов, наполнение цилиндров ДВС топливовоздушной (ТВ) смесью. Чтобы в цилиндрах создавалась компрессия, клапана в головке блока должны в момент закрытия герметично прилегать к своим седлам.

Между клапаном и кулачком РВ обязательно должен иметься тепловой зазор, он измеряется, когда клапан полностью закрыт, а кулачок р/вала не нажимает на клапан. Для нормальной работы цилиндров клапана должны быть отрегулированы в соответствии с рекомендациями изготовителя мотора, и у каждой модели ДВС есть определенный порядок регулировки тепловых зазоров клапанов (ПРТЗК).

На непрямом распределительном валу с последователями пальцевого типа управляйте игрой таким же образом между задней частью кулачка и последователем. При необходимости отрегулируйте его, прикручивая его положение поворота вверх или вниз. Центральное положение против гайки вокруг его основания. Занимайте станцию ​​гаечным ключом, расслабляя контргайку, затем поверните против часовой стрелки, чтобы уменьшить игру, и по часовой стрелке, чтобы увеличить ее.

Другой тип распределительного вала непрямого действия

Когда зазор правилен, закрепите стабильное положение, затягивая гайку, затем проверьте игру. Продолжайте поворачивать коленчатый вал до тех пор, пока не будут проверены все клапаны. Во втором типе косвенно действующего кулачкового двигателя кулачки прижимаются к концам качелей.

ПРТЗК зависит:

  • от количества цилиндров в двигателе;
  • порядка работы цилиндров;
  • конкретной модели движка.

Например, порядок работы цилиндров для многих российских ДВС:

  • четырехцилиндровых – 1342;
  • шестицилиндровых – 153624;
  • восьмицилиндровых – 15426378.

Но не все 4-цилиндровые ДВС работают в выше обозначенном порядке, например, моторы ЗМЗ-24/402 и УМЗ-414/417/ 451 и некоторые другие их модификации работают в порядке 1243. Восьмицилидровые V-образные моторы немецких концернов Ауди/ Фольксваген, БМВ, Мерседес имеют порядок работы цилиндров 15486372. Следует отметить, что также на легковых авто встречаются, 2-х, 3-х, 5-ти и 12-ти цилиндровые ДВС, соответственно, у них существует свой порядок работы цилиндров.
Клапана на движках можно отрегулировать по-разному:

Чтобы отрегулировать зазор клапана, используйте гаечный ключ или торцевой ключ на болте шкива коленчатого вала. Поверните двигатель в нормальном направлении вращения, пока поршень №1 не окажется в верхней мертвой точке такта сжатия. Измерьте и отрегулируйте, когда качалка находится на нижней части кулачка.

Проверьте нумерованные установки 1, 2, 3 и 5 клапанов, вставив лопасти одного между рычагом коромысла и штоком клапана. Игра правильная, когда манометр находится с близким скольжением между двумя частями. Если игра плохая, либо лезвие не может войти в пространство, либо оно свободно, поэтому вы можете перемещать рокер вверх и вниз с помощью лезвия на месте.



Величина теплового зазора

Зазор в клапанах ДВС также выставляется разный, и он тоже зависит он конкретной модели силового агрегата. Величина теплового зазора (ТЗ) разработчиками рассчитывается, исходя из теплового расширения металла, применяемого в моторе, а материал для изготовления производителями используется разный. Еще нужно сразу отметить, что не всегда заводом рекомендуемые ТЗ строго выполняются ремонтниками, так как на практике выясняется, что другие величины зазоров на практике более подходят для той или иной модели движка, с ними мотор работает в оптимальном режиме.

Если все эти клапаны установлены правильно, поверните коленчатый вал на полный оборот, пока хвост снова не отметит метки времени, и проверьте номера 4, 6, 7 и 8 клапанов таким же образом. Отрегулируйте любое неправильное воспроизведение, ослабив контргайку на регулировочном винте на конце распределительного вала шкалы.

Почему вы должны оставить игру с клапаном?

С помощью отвертки поверните винт по часовой стрелке, чтобы уменьшить ход, в другом направлении, чтобы увеличить его. Когда игра правильная, держите винт ровным, затягивая гайку, а затем снова контролируйте игру. Детали двигателя, при нагревании, расширяются. Что касается клапанов, то последние распространяются на тепло, поэтому необходимо оставить холодную игру, чтобы компенсировать это удлинение при нагревании.

ТЗ должны быть оптимальными, не больше и не меньше положенного. Если зазор слишком маленький:

  • клапана негерметично прилегают по седлам, уменьшается компрессия в цилиндрах, теряется мощность ДВС;
  • со временем из-за неплотного прилегания к седлам прогорают клапана (обычно выпускные);
  • мотор неровно работает на холостых оборотах.

Если зазор слишком большой:

Если нет холодной игры или недостаточно свободного зазора, клапаны не будут полностью закрываться, и это приведет к потере сжатия и выгоранию клапанов, как правило, от выхлопных газов. Если слишком много холодного воспроизведения, мы слышим, что на уровне клинка покровной щелки щелкает клики по горячим двигателям и щелкает кликами еще более важный холодный двигатель.

Снимок отвертки как стетоскоп: эй эй, это очень приятно Возьмите отвертку, прикрепите наконечник отвертки к крышке головки цилиндров в каждом месте качающегося рычага и прикрепите ухо к ручке. Резонанс отвертки идет усилить звук: впечатляет, не так ли?

  • в движке возникает неприятный щелкающий стук (похож на звук стрекочущей швейной машинки);
  • быстро вырабатываются детали – изнашиваются кулачки РВ, толкатели, регулировочные шайбы, торцы клапанов;
  • мотор не развивает необходимой мощности, так как при недостаточном открытии клапанов не происходит необходимого наполнения цилиндров ТВ смесью.

В среднем ТЗ клапанов находятся в пределах 0,15-0,45 мм, причем, для выпуска зазоры всегда устанавливаются больше – при малых ТЗ выпускные клапана склонны к прогоранию.

Чтобы вернуться к нашим клапанам, используя отвертку, горячий двигатель, вы должны услышать щелчок клика слегка. Если вы ничего не слышите, то игры недостаточно. И без отвертки вы не должны ничего слышать, если игра хорошая и в противном случае слишком много игр.

Каковы различные системы, которые позволяют регулировать зазор клапана?

Основными системами являются винтовые и стопорные гайки, калиброванные прокладки и гидравлические толкатели. Система винтами и контргайками является самой простой, именно она будет подробно описана на фотографиях. Операция выполнена на большом. Сначала удалите резервуар.

Регулировка клапанов (РК) обычно производится на холодную, но на некоторых моделях автозаводы-изготовители рекомендуют выполнять регулировочные работы на прогретом ДВС.

Традиционно РК производят с помощью щупов, которые продаются в автомагазинах и магазинах, торгующих специнструментом. В стандартном наборе имеются щупы от 0,05 до 1,00 мм, щупы обычно идут с увеличением толщины через 0,05-0,1 мм. Также для некоторых моделей производятся специальные щупы, они продаются по одному. Например, для движков заднеприводных автомобилей ВАЗ промышленностью выпускаются специальные широкие щупы толщиной 0,15 мм, а также 0,2 мм, но последний размер менее распространен.

Видео: как отрегулировать зазоры на переднеприводных Ладах

Отсоедините два кабеля от топливного крана. Короче говоря, всего 3 шланга для удаления. Необходимо удалить эти два болта, чтобы можно было легче удалить кеш-кулбу, все еще называемую крышкой головки или крышкой распределительного вала. Удалите 4 свечи.

Снимите 8 болтов крышки коромысла. Здесь мы сможем вытащить крышку головки цилиндров. Кэш-кулбу должен быть удален с левой стороны Большого. Это просто выходит из терпения. Как только крышка болта удалена, мы сможем перейти к делу: настройка игры. Мы сможем вращать коленчатый вал.

Клапана отрегулировать можно с помощью стрелочного индикатора, такая РК получается более точной, так как щупом трудно «поймать» выработку на торце клапана или рокера, индикатором зазор «улавливается» точно. В автомагазинах продаются специальные наборы с индикаторами для определенных моделей ДВС, но приспособления также изготавливают и самодельные.

Как должны работать клапаны ДВС

Цель игры - выровнять маркеры, чтобы перейти к различным настройкам. Поверните коленчатый вал против часовой стрелки. Если они обращены внутрь, поверните коленчатый вал на один полный оборот и перестройте индексы. Чтобы проверить игру, мы используем толщину прокладки.

Если требуется регулировка, стопорная гайка должна быть отпущена, а винт коромысел должен быть отрегулирован с помощью 3-миллиметрового шестигранного ключа для большого, установить зазор и зафиксировать контргайку. Как только впускные клапаны 1 и 3 отрегулированы, поверните коленчатый вал снова против часовой стрелки, но на этот раз на пол-оборота.

Есть приспособления для регулировки, с помощью которых снимаются и устанавливаются регулировочные шайбы, например, очень широко распространен инструмент для переднеприводных авто ВАЗ-2108-09. Разумеется, такие же «приспособы» существуют для двигателей Форд, Ауди/ Фольксваген, Тойота, Мицубиси – для всех ДВС, у которых в конструкции предусмотрены регулировочные шайбы.

Поверните коленчатый вал против часовой стрелки на половину оборота. Несколько раз поверните коленчатый вал и проверьте зазор всех клапанов. Положите немного жира на фильтрацию. Верните шляпу на 1, 8 кг-м для Большого. Очистите прокладку крышки коромысла, убедившись, что она в хорошем состоянии. Очистите крышку коромысла. Очистите поверхность головки блока цилиндров.

Переполняйте около 1 см с каждой стороны, тогда вам придется поместить крышку коромысла вместе со своей прокладкой, не раздражая ничего. Для Большого, есть два ориентира, символизируемые треугольником на крышке коромысла: сначала нужно затянуть два болта этих ориентиров.

Заднеприводные автомобили ВАЗ комплектуются силовыми агрегатами моделей 2106/2105/2103/2101, также конструктивно похожие ДВС 21213/21214/2123 устанавливаются на внедорожники «Нива» и «Шевроле Нива». РК на этих моторах производится преимущественно на холодном двигателе, для всех клапанов (впускных и выпускных) используется широкий щуп 0,15 мм, им замеряется зазор между клапаном и рокером.

Подсоедините 2 кабеля топливного крана, закрепите резервуар, замените 2 боковые крышки и седло. Он не требует дополнительных материалов в дополнение к прокладке крышки клапана. Однако есть двигатели, в которых регулирование происходит путем замены очков на клапанах.

В этом случае эта деятельность намного дороже. В двигателях с гидравлическими синхронизаторами в системе синхронизации зазор клапана автоматически поддерживается в соответствующих пределах. Это обеспечивается специально сконструированными толкателями, которые используют давление масла для смазки двигателя.

Исключение составляют некоторые модели двигателей, у которых установлены гидравлические компенсаторы, в них за счет гидравлики зазор выбирается автоматически, и регулировка поэтому не требуется.

РК на ДВС ВАЗ-классика производится в следующем порядке:

  • ВМТ 4-го цилиндра – клапана 8 и 6 (счет ведется от передней части двигателя);
  • ВМТ 2-го цилиндра – 7 и 4;
  • ВМТ 1-го цилиндра – 3 и 1;
  • ВМТ 3-го цилиндра – 5 и 2.

После того, как на 4-ом цилиндре валы выставлены по меткам (коленчатый и распределительный), для РК на следующем цилиндре делается поворот к/вала на 180 градусов.

Однако большая группа двигателей имеет ручные регулируемые зазоры клапанов. Пользователь должен помнить о необходимости их периодической проверки и возможной корректировки. Соответствующий зазор в системе синхронизации гарантирует правильную работу приводного устройства и точное закрытие клапанов, что приводит к их надлежащему охлаждению. И следует помнить, что клапаны являются наиболее термически нагруженными элементами двигателей.

Контакт клапана с седлом клапана в головке гарантирует получение тепла от него, поскольку охлаждающие каналы сделаны вокруг сидений в головке. Отсутствие зазора клапана означает, что клапаны не касаются гнезд и изнашиваются очень быстро, и двигатель начинает работать некорректно.

Для прогретого двигателя ВАЗ-классика зазор выставляется щупом 0,20 мм. Тепловые зазоры выставляются при помощи регулировочных болтов, которые фиксируются в определенном положении двумя контргайками.

На переднеприводных автомобилях ВАЗ, в отличие от «классических» Жигулей, РК осуществляется с помощью подбора толщины регулировочных шайб, в продаже есть шайбы размерами от 3,0 до 4,5 мм. В некоторых случаях требуются шайбы меньшего размера, например, 2,5 или 2,8 мм, но они нужны в основном тогда, когда изнашиваются под клапана посадочные седла в головке блока цилиндров.

Это связано с износом седел клапанов и засорением клапанов. Клапаны идут глубже и глубже, что уменьшает расстояние между другими элементами в механизме синхронизации. Поэтому периодически проверяйте значения зазора в клапанах и при необходимости корректируйте их значения.

Измерение и регулировка

Такие двигатели требуют более частого управления клапанами, чем бензин. Регулировка клапана является одной из самых важных операций по обслуживанию привода. Его пренебрежение может нанести серьезный ущерб клапанам или седлам клапанов, особенно в двигателях с газовым топливом. Его сгорание длится дольше, чем у бензиновых двигателей. Все элементы камеры сгорания подвергаются воздействию высоких температур в течение гораздо более длительного времени.

ТЗ 2108-09 регулируются на холодном двигателе, зазор выставляется:

  • для выпускных клапанов – 0,35 мм (плюс-минус 0,05 мм);
  • для впускных – 0,20 мм (плюс-минус 0,05 мм).

Практика показывает, что зазор 0,35 мм и более – слишком большой, клапана стучат, поэтому оптимальный вариант – это установка 0,25-0,3 мм по кругу.

Согласно заводской инструкции РК на 8-клапанных двигателях 2108 и 21083 осуществляется следующим образом:

Измерение тепловых зазоров

Поэтому в газовых двигателях тепловая нагрузка клапанов и их гнезд выше. По этой причине они используют системы смазки, которые дополнительно защищают клапаны. Однако наиболее важным является периодическая проверка и регулировка зазоров клапанов. Они гарантируют эффективное удаление тепла от клапанов.

Регулировка зазора клапана - это дополнительная операция технического обслуживания, которая увеличивает стоимость использования автомобиля по отношению к автомобилям с двигателями с гидравлическими толкателями в системе синхронизации. Эти затраты зависят от метода регулирования зазора в клапанах, используемого в данном блоке привода.

  • устанавливаем валы по меткам первого цилиндра (коленвал и распредвал) и прокручиваем еще по часовой стрелке 40-50 градусов, регулируем 3-й и 1-й клапан (по счету от передней части ДВС);
  • делаем поворот к/вала на 180 градусов, производим регулировку 5-го и 2-го клапана;
  • еще через 180 – 8-й и 6-й;
  • еще через 180 – 7-й и 4-й.

На практике ТЗ так не все регулируют, проще регулировка делается следующим образом:

Расширительный клапан является частью теплового насоса, предназначенного для снижения давления среды до уровня, на котором он полностью испарится. Это является необходимым условием для того, чтобы жидкофазный агент не попадал в компрессор, что могло бы повредить его.

Термостатический расширительный клапан с внутренним выравниванием давления. Затем через зазор между соплом и иглой среда течет в камеру низкого давления и, таким образом, попадает в испаритель, где он испаряется. За испарителем к стене трубы прикреплен датчик клапана. Изменение температуры в трубопроводе после испарителя приводит к изменению давления в датчике, что, в свою очередь, вызывает изменение давления, действующего на диафрагму. Изменение силы, действующей на мембрану, изменяет положение иглы.



В зависимости от модели двигателя на автомобилях Ford РК может осуществляться как регулировочными шайбами, так и винтами. Шайбы устанавливаются на современных моторах серии Zetec, на многих моделях Duratec. На более старых моделях Форд, таких как Sierra, Granada и др., клапана регулируются винтами.

На автомобилях Форд Фокус или Мондео РК производится по мере необходимости (где-то через 150 тыс. км пробега), в регламент технического обслуживания эта работа не входит. Для впускных клапанов устанавливаются зазоры 0,17-0,23 мм, для выпускных – 0,31-0,37 мм.

РК на ДВС Zetec-E автомобилей Форд Фокус – трудоемкая работа, для замены шайб потребуется снимать распредвалы (моторы DOHC). Такую работу лучше выполнять в автосервисе, доверять регулировку мотористам с достаточным опытом. Еще следует учесть, что со временем клапана стучать не начинают, так как седла постепенно изнашиваются. Поэтому следует проверять зазоры чаще, допустим, через каждые 80-90 тыс. км.

ПРТЗК – по порядку работы цилиндров 1342.

Практически на всех ДВС Honda РК осуществляется с помощью регулировочных винтов. Наиболее часто встречающаяся система расположения клапанов – по обе стороны от распредвала, который установлен посередине ГБЦ. Чем-то такая схема напоминает двигатели Уфимского моторного завода, только на «Москвичах» имеется по два клапана в камере сгорания ГБЦ, а на «Хондах» – по четыре.

РК Honda производится на холодном ДВС, выставляются зазоры;

  • 0,17-0,25 мм – для «выпуска»;
  • 0,23-0,32 мм – для «впуска».

Величина зазора зависит от модели двигателя.

Регулировать клапана винтами значительно проще и быстрее, чем шайбами, но регулировку приходится выполнять чаще.

Рассмотрим, как можно отрегулировать клапана на моторе K24 (2.4 л), такой силовой агрегат устанавливается на модели CR-V второго поколения. Выполняем работу следующим образом:

Закрываем клапанную крышку, ставим на место кожухи, подсоединяем патрубки. Все, работа на этом закончена.

Отрегулировать клапана на 1,6 литровом двигателе Ниссан GA16 можно достаточно просто, для этого понадобится только лишь:

  • набор щупов;
  • плоская мощная отвертка;
  • пинцет;
  • ключи для съема клапанной крышки.

Но в этом процессе есть один нюанс – так как регулировочные шайбы обычно приходится заказывать, следует сначала просто измерить зазоры во всех клапанах, и только на основании полученных данных уже заказывать шайбы нужного размера. С вазовскими «восьмерками» и «девятками» намного проще – все шайбы необходимых размеров продаются в автомагазинах.

Работу выполняем в следующем порядке:

  • демонтируем клапанную крышку;
  • устанавливаем ВМТ первого цилиндра, прокручиваем коленвал так, чтобы оба РВ смотрели кулачками вверх;
  • отжимаем толкатель отверткой, извлекаем регулировочную шайбу. На выпускных клапанах устанавливается зазор обычно 0,35 мм, на впускных – 0,2 мм;

К примеру, на выпускном клапане при замере зазор оказался 0,5 мм, а извлеченная регулировочная шайба имеет толщину 2,4 мм (240). Математика здесь простая – зазор больше допустимого на 0.5 — 0,35 = 0,15 мм, значит, и шайба должна быть толще на эту величину. 2,4 + 0,15 = 2,55 мм, получается, что необходимо заказывать шайбу номиналом 255.

Регулировка зазоров клапанов: видео

Чтобы обеспечить плотное прилегание головки клапана к седлу, необходим определенный тепловой зазор между стержнем клапана и носком (влитом) коромысла или болтом толкателя.

Тепловые зазоры в клапанах изменяются в следствии их нагрева, изнашивания и нарушения регулировок. Когда зазор в клапанах увеличен, они открываются не полностью, в результате чего ухудшается наполнение цилиндров горючей смесью и очистка их от продуктов сгорания, также повышаются ударные нагрузки на детали клапанного механизма.

При недостаточном зазоре они плотно садятся на седла, вследствие чего происходят утечки газов, образование нагара с обгаранием рабочих поверхностей седла и клапана. Из - за неплотной посадки клапанов, при такте сжатия рабочая смесь может попадать в выпускной газопровод, а в процессе такта расширения газы имеющие высокую температуру, могут прорываться во впускной газопровод, вследствие чего в этих газопроводах возможны хлопки или вспышки, что является признаком неплотной посадки клапанов. Для плотного прилегания головки клапана к седлу тепловой зазор устанавливают между носком коромысла (рис 3,1) и торцом стержня клапана 2 при нижнем распределительном валу. Для регулировки зазора в клапанах (рис 3,7) служит регулировочный винт 3 с контрогайкой, ввернутый в коромысло 1.

Фазы газораспределения

Под фазами газораспределения понимают моменты открытия и закрытия клапанов относительно мертвых точек, выраженные в градусах угла поворота коленчатого вала. Из общей групповой диаграммы фаз газораспределения (рис 3,8 а) видно что при такте впуска выпускной клапан 1 (рис 3,8 г) начинает открываться с опережением, т.е. до подхода поршня в верхнюю мертвую точку. Угол «а» опережения открытия впускного клапана для двигателей различных моделей находится в пределах 10- 32 о. Закрывается впускной клапан с запозданием после прохождения поршнем нижней мертвой точки (во время такта сжатия). Угол запаздывания закрытия впускного клапана в зависимости от модели двигателя составляет 40 - 85 о.

Выпускной клапан 2 (рис 3,8) начинает открываться до подхода поршня к нижней мертвой точке (во время такта рабочего хода) Угол Y опережения открытия выпускного клапана для различных двигателей колеблется в пределах 40 - 70 о. Закрывается выпускной клапан после прохождения поршнем верхней мертвой точки (во время такта впуска). Угол запаздывания закрытия выпускного клапана равен 10 - 50 о. Общая круговая диаграмма показывает, что в определенный период времени одновременно открыты впускной и выпускной клапаны. Угловой интервал а + б вращения коленчатого вала, при котором оба клапана открыты называется перекрытием клапанов, которое необходимо для своевременной и качественной очистки цилиндров от продуктов сгорания.

Техническое обслуживание

Существует четыре вида ТО: ЕО - ежедневное обслуживание, ТО-1 - техническое обслуживание 1, ТО-2 - техническое обслуживание 2 и СО - сезонное обслуживание. При ТО-1 проверяют посадку клапанов в седлах, нет ли изгиба стержня, клапана, трещины тарелки клапана, состояние пружины. Если стержень клапана изогнут, то его правят под прессом, при трещине тарелки клапан заменяют, при слабом действии пружины она также подлежит замене. При ТО-2 проделывают выше перечисленные процедуры и плюс к этому проверяют распределительный вал - нет ли изгиба; износ опорных шеек и кулачков. Если есть изгиб, то его правят под прессом, а изношенные шейки и кулачки шлифуют до одного из ремонтных размеров. Определяют нет ли изгиба штанги, износ толкателя. При изгибе штанги ее правят, а толкатель растачивают до одного из ремонтных размеров. Проверяют состояние коромысел.

После всех вышеприведенных операций выполняют регулировочные работы. Проверяют и регулируют тепловые зазоры между толкателями и носиками коромысел. Зазоры регулируют пластинчатым щупом при полностью закрытых клапанах на холодном двигателе. Регулировку зазоров в клапанах выполняют начиная с первого цилиндра в последовательности соответствующей порядку работы цилиндров двигателя.

Зазор регулируют до нужной величины, вращая регулировочный винт толкателя или винт коромысла, отпустив контргайку. Зазор должен соответствовать заводским данным. Например, для двигателей ЗАЗ-53, ЗИЛ-130, ЯМЗ-236 зазор должен быть равен 0,25 - 0,30 мм.

Для установки поршня первого цилиндра в верхней мертвой точке при также сжатия используют установочные метки двигателя.

Цилиндр, головка цилиндра, штанга и другие механизма привода клапанов нагреваются по мере прогрева двигателя до 80 - 150 о С, а клапаны до 300 - 600 о С. При этом тепловой зазор между деталями уменьшается, что не гарантирует плотной посадки клапана на седло при температурных деформациях деталей.

Например, при работе двигателя с чрезмерно малым тепловым зазором выпускного клапана происходит перегрев тарелки, на ней появляются трещины, размягчается седло клапана и ускоряется его износ вследствие прорывов газов. С другой стороны, если тепловой зазор больше необходимого, появляется сильный стук при работе клапанов, возникает интенсивный износ деталей механизма газораспределения.

На практике тепловой зазор обычно определяют с помощью стального щупа при 20 - 25 о С (рис 2,6). Если температура стальных деталей привода клапана и алюминиевых деталей, в которых они установлены, отличается от указанной, то необходимо вводить поправку, так как при уменьшении температуры деталей измеренный зазор будет меньше, а при увеличении - больше. Следует также учитывать, что при износе контактных поверхностей фактический зазор будет больше измеренного щупом из - за не учета канавок 4, которые оказываются под нижней полостью щупа (рис 2,6 а). Поэтому лучше пользоваться индикатором для изменения хода рычага привода в зоне его контакта с клапаном.

Ремонт

Основными дефектами распределительного вала являются изгиб, износ опорных шеек и шейки под распределительную шестерню, износ кулачков. Биение промежуточных опорных шеек проверяют при установке вала в призмы на крайние опорные шейки. Допустимое биение определено техническими условиями. Если биение превышает допустимое значение, то вал правят под прессом. Изношенные шейки шлифуют под меньший диаметр до одного из ремонтных размеров. После шлифования шейки полируют абразивной лентой или пастой ГОИ. При этом осуществляют замену изношенных опорных стоек на новые. Внутренние диаметры новых запрессованных втулок обрабатывают разверткой или расточкой резцом под размер перешлифованных шеек распределительного вала. Опорные шейки вала, вышедшие из ремонтных размеров можно восстанавливать хромированием или осталиванием под номинальный или ремонтный размер.

Небольшой износ кулачков устраняют шлифованием на шлифовальном станке. При значительном износе вершину кулачка можно восстановить наплавкой сормайтом №1 с последующим предварительным шлифованием на электро - шлифовальной установке и окончательной обработкой на шлифовальном станке.

Наиболее часто встречающимися дефектами клапанов являются износ и обгарание рабочей фаски, деформации тарелки, износ и изгиб стержня. Клапаны с небольшим износом рабочей фаски восстанавливают притиркой к седлу. При значительном износе или наличии глубоких раковин и рисок осуществляют шлифование и притирку. После шлифования фаски высота цилиндрической части головки клапана должна быть не менее установленной техническими условиями. Все клапаны притирают одновременно на специальном станке.

Допускаемое биение стержня клапана и рабочей фаски предусмотрено техническими условиями. При большом биении стержень клапана правят. Изношенный стержень клапана можно восстановить хромированием или осталиванием с последующим шлифованием до номинального размера. Изношенный торец стержня клапана шлифуют до получения гладкой поверхности.

У толкателей клапанов изнашиваются сферические и цилиндрические поверхности. Стержень восстанавливают шлифованием до ремонтного размере или хромированием. При этом отверстие у направляющих толкателей обрабатывают разверткой под размер устанавливаемых стержней или для запрессовки втулки. Втулки изготавливают из серого чугуна и запрессовывают с натягом 0,02 - 0,03 мм. После запрессовки внутренний диаметр втулок обрабатывают разверткой, обеспечивая необходимый зазор в соединении. Износ сферической поверхности стержня устраняют шлифованием по шаблону, выдерживаю установленную техническими условиями высоту.

В коромыслах клапанов изнашиваются втулки, которые заменяют на новые и растачивают отверстие в них до номинального или ремонтного размера. В новой втулке сверлят масляные отверстия. Изношенную сферическую поверхность носка коромысла обрабатывают шлифованием. Износ и раковины на фасках седел клапанов устраняют шлифованием или осуществляют замену седла. Производят притирку седла с клапаном или зенкование с последующим шлифованием и притиркой. При зенковании (рис 11,6) применяют комплект из четырех зенковок, имеющих углы наклона режущих кромок 30 или 45, 75 и 15 о. Зенковки с углами 75 и 15 о вспомогательные - их применяют для получения необходимой рабочей фаски.

Рабочие фаски седел клапанов шлифуют абразивными кругами под соответствующий угол. При больших износах седла клапана, когда утопание калибра превышает допустимое значение, указанное в тех условиях, седло клапана заменяют новым. Для этого изношенное клапанное седло растачивают, а затем запрессовывают вставное седло клапана, расчеканивая с помощью специальной оправки. Далее шлифуют и зенкуют рабочую фаску до получения требуемого размера. Затем осуществляют притирку с рабочей поверхностью клапана.

Притирку выполняют на специальных станках, которые полностью механизируют процесс и позволяют выполнять обработку всех клапанов одновременно. Для притирки применяют притирочную пасту или пасту ГОИ. Рекомендуется вначале притирку проводить более грубой пастой. Тонкая паста применяется для получения окончательной чистовой поверхности. Притирка должна обеспечивать плотное, герметичное соединение рабочих фасок клапана и седла, исключающее возможность проникновения газов. Притертые клапан и седло должны иметь по всей окружности фаски ровную матовую полоску «а» определенной ширины (рис 11,7). Качество притирки проверяют прибором (рис 11,8) с помощью которого создают над клапаном избыточное давление воздуха 0,07 МПа. Давление устанавливают по манометру, и оно не должно заметно снижаться в течение одной минуты.

При ослаблении посадки седла клапана в гнезде его выпрессовывают, а отверстие растачивают для установки седла ремонтного размера. При выпрессовке применяют различные съемники (рис 11,9)