Принцип работы карданного вала. Карданный вал: устройство, эксплуатация и ремонт. Карданная передача с шарниром неравных угловых скоростей

Карданный вал - приспособление для передачи крутящего момента от коробки передач или раздаточной коробки к задним колесам.

Широко применяется на автомобилях заднеприводной и полноприводной компоновки с начала двадцатого века по настоящее время. Впервые устройство карданной передачи было описано еще в 16-м веке, однако создание устройства на практике произошло значительно позже.

Коллаж материалов - Механизмы. До Второй мировой войны сборка материалов проводилась главным образом с помощью механических средств: болтов, винтов, заклепок, пайки, шитья. Только изготовление мебели и упаковка были немного похожи на склеивание. Именно во время этой войны собралась сборка путем склеивания. С одной стороны, разработка новых химических продуктов, обеспечивающих новые адгезионные свойства, упрочнение, необходимые для контроля установки клея, долговечность, среди прочего, позволило адаптировать эту технологию соединения к другим приложения.

Устройство карданного вала

Схема карданной передачи включает в себя следующие элементы:

  • Одна или несколько секций из тонкостенной полой трубы;
  • Шлицевое раздвижное соединение;
  • Вилки;
  • Крестовина;
  • Подвесной подшипник;
  • Элементы крепления;
  • Задний подвижный фланец.


Сам агрегат может быть одновальным или двухвальным. Во втором случае механизм включает в себя промежуточный карданный вал, к заднему отделу которого приваривается хвостовик с наружными шлицами, к переднему через шарнир фиксируется скользящая втулка. Одновальные системы промежуточного участка не имеют.

С другой стороны, коллаж выиграл от развития военной индустрии военного времени, когда американские и британские производители начали использовать эту технику для изготовления конструкционных элементов самолетов в массовом производстве. Насос или насос: проверка поведения.

Проверка поведения насоса или насосного агрегата может соответствовать двум категориям испытаний: приемочный тест или тест на разработку. Приемочный тест В приемочном тесте проверка касается контроля качества продукта, будь то в контексте выполнения контрактных требований по отношению к конкретному клиенту, как в контексте методы, принятые компанией и способствующие всеобщему признанию качества своей продукции за ее пределами. В этой связи важна ссылка на стандарты и использование критериев и методов принятия, признанных вне компании.

В передней части автомобиля агрегат фиксируется в коробке передач с помощью подвижного шлицевого соединения (подвижная муфта передней части карданного вала). Для этого на конце механизма имеется отверстие с внутренними шлицами. Устройство карданного вала подразумевает возможность продольного смещения шлицов при движении автомобиля.

Он является частью передачи автомобиля, и он перемежается и коробка передач, представляющая крутящий момент передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к коробке передач. Позволяет автомобилю запускаться постепенно, двигатель, который работает с другими передающими органами, которые в данный момент находятся на месте.

Он позволяет сцепление и отсоединение двигателя двигателя автомобиля с коробкой передач при переключении передач. Защищает другие передающие органы от перегрузки. Разрешить полную и полную передачу двигателя, который должен быть отключен, чтобы изменения в передаче могли выполняться без особых усилий.

Далее следует вилка карданного вала, которая располагается между передней и средней его частью. Здесь установлена крестовина, на которой имеются игольчатые подшипники. Наличие вилок и крестовины позволяет передавать крутящий момент при различных углах изгиба «кардана».


Приводные детали имеют меньший вес, чтобы сделать лестницу без потрясений. Чтобы смягчить вибрации, возникающие при передаче. Иметь простую и надежную конструкцию. Будьте так же просты в обслуживании и царстве и обеспечьте безопасность. В соответствии с принципом работы.

По типу механизма управления. После выполнения режима выполнения заказа. Принцип работы механической муфты и ее классификация. Принцип работы. Механическая работа муфты основана на усилиях трения, которые возникают между двумя или более парами поверхностей под действием толкающего усилия.

В задней части передача крепится к редуктору заднего моста посредством фланца. При этом хвостовик, оснащенный внешними шлицами, входит во фланец привода главной передачи.

Принцип действия КВ

Принцип работы карданной передачи заключается в возможности транспортировки крутящего момента при изменяющемся положении «кардана» в пространстве. Реализация этого принципа происходит за счет двух механизмов:

Части сцепления сгруппированы следующим образом: ведущая часть; возглавляемая сторона; механизм действия. Сторона сцепления муфты вращается с помощью маховика двигателя и привода вала сцепления. Ведущее колесо прижимается к ведущему колесу к нажимному диску.

Из-за силы, создаваемой пружинами. Приводной диск может перемещаться в осевом направлении на канавках вала муфты. Увеличить коэффициент трения. Нажимной диск вращается с маховиком через корпус. Ведущая часть муфты состоит из: маховика, нажимного диска и прижимных пружин.

Ведомая часть состоит из: диска, приводимого в движение фрикционными накладками и валом 8 сцепления. Трение, возникающее между контактными поверхностями маховика и давления пластины с одной стороны, и поверхностей диска во главе с другой стороны, крутящий момент передается валу редуктора и через другие органы передачи, колеса двигатели.

  1. Вилка скользящая карданного вала;
  2. Крестообразный шарнир.

Скользящая вилка необходима для некоторого увеличения длины механизма при движении по неровной дороге. За счет длинного шлицевого соединения поступление момента не прекращается тогда, когда подвеска вместе с задним мостом смещается вверх или вниз.

Неисправности карданной передачи

Подсоединение сцепления достигается путем плавного отпускания педали, после чего пружинный колокол снова нажимает диск давления на ведомый диск, а второй - на рулевое колесо. Если между поверхностями трения дисков и маховиком нет высокого давления, сила трения между этими поверхностями будет мала. В этом случае сцепление не сможет передать весь крутящий момент двигателя, и, следовательно, будет скольжение между рулевым колесом и ведомым диском, поэтому диск будет иметь более низкую скорость. Это период подъема сцепления.

Шарнир, в свою очередь, обеспечивает вращение колес при изменении угла изгиба КВ. Считается, что механизм способен продуктивно работать при углах не более 20°. Далее начинается его активный износ.

Типы карданной передачи

В современном автомобилестроении могут применяться следующие типы карданных передач:

  • Оснащенные шарниром неравных угловых скоростей (классическая карданная передача автомобиля);
  • Оснащенные ШРУС (шарнирами равных угловых скоростей);
  • Оснащенные полукарданными упругими шарнирами;
  • Оснащенные жесткими полукарданными шарнирами.

Система с шарниром НУС считается классической. Здесь присутствуют вилки, крестовина, игольчатые подшипники. Применяется на большинстве заднеприводных автомобилей.

Устройство и работа карданной передачи

В этой ситуации часть момента двигателя будет передаваться сцеплением. Во время подъема сцепления часть механической энергии преобразуется в тепловую энергию. И сцепление становится теплее, что приводит к более быстрому износу трения привода. Когда педаль сцепления полностью отпущена, сила тяги, создаваемая пружинами, достаточно велика, чтобы полностью передать крутящий момент двигателя.

Классификация механических муфт. Муфты транспортных средств классифицируются по нескольким критериям. В соответствии с геометрической формой поверхностей трения муфты могут быть: диски, мечи и конусы. После количества пружин давления и их расположения муфты могут быть: с несколькими пружинами, расположенными по периферии и с одной центральной пружиной.

На современных внедорожниках чаще используется система, оборудованная ШРУСами. Такие устройства обеспечивают более комфортные условия езды, практически полностью устраняя вибрации.

Упругие шарниры представляют собой резиновую муфту, способную передавать момент при изгибах не более 8°. Резина достаточно мягкая, поэтому вал, имеющий подобное строение, обеспечивает плавное начало движения и отсутствие резких динамических нагрузок. Кроме того, гибкие соединения не требуют технического обслуживания.

Жесткий полукарданный шарнир имеет сложное техническое устройство и передает момент за счет зазоров в шлицевом соединении. В силу сложности изготовления, технических недостатков и быстрого износа в автомобилестроении не применяется.

После того, как количество дисков будет задействовано, муфты могут быть; диск, два диска и несколько дисков. После двухтактного режима кладки могут быть: простыми, полуцентрифужными и центробежными. После условий работы поверхностей трения муфты могут быть сухими или в масле.

По типу механизма управления муфты могут иметь следующее: механическое, гидравлическое, сервомоторное и автоматическое. После режима снятия заусенцев муфты могут быть: с ручным, автоматическим, автоматическим. Гидродинамические муфты работают по принципу вращающихся гидравлических машин, и состоящие в комбинации центробежного насоса и турбины в одном агрегате с использованием жидкости в качестве среды передачи.

Частые неисправности и их устранение

Все неисправности можно разделить по возникающим признакам поломки:

  1. Вибрация при движении - износились подшипники крестовины или скользящая втулка, нарушилась балансировка вала;
  2. Стуки при трогании - износились шлицы скользящего соединения, ослабли болты крепления;
  3. Вытекание масла из подшипников - износ сальников.

Для устранения вышеописанных неполадок «карданы» демонтируют и дефектуют, неисправные детали заменяют. При наличии дисбаланса требуется балансировка вала в динамических условиях.

Преимущества использования гидродинамических муфт в некоторых типах современных автомобилей: более плавный старт автомобиля, прямой привод на очень низких скоростях. Гидродинамическая муфта состоит из ротора насоса, установленного на валу двигателя вместо рулевого колеса и ротора турбины, установленного на ведомом валу. Эти два компонента имеют плоские радиальные лопасти снаружи. Вся сборка заключена в плотную оболочку, на 85% заполненную минеральным маслом для турбин.

Когда двигатель начинает работать, поезда и ротора насоса и масло, которое лежит между лопатками его центробежных сил, проталкивается к периферии и вынуждены перемещаться в направлении, указанном стрелкой, что нефть будет проходить ротора насоса ротора турбины и нажав на его движущиеся лезвия.

Перспективы развития системы карданной передачи

Классический ШНУС имеет некоторые технологические недостатки. Скорость вращения его валов изменяется в процессе движения. При этом ведомый вал может ускоряться и замедляться при стабильной скорости ведущего вала. Это приводит к ускоренному износу механизма, а также создает лишнюю нагрузку на задний мост. Также работа шарнира сопровождается вибрацией.

Назначение карданной передачи может выполнять вал, оборудованный ШРУСами (передним и задним). Подобные системы уже сегодня применяются на некоторых внедорожниках. Также ШРУСом может быть оборудована карданная передача автомобиля ВАЗ-2107 и другой «классики». В продаже имеются ремонтные комплекты.

Что нужно знать

При запуске, когда автомобиль все еще находится в движении, скорость ротора турбины равна нулю. При скорости вращения ротора-турбины, равной роторному насосу, изделия больше не будут циркулировать, так как две центробежные силы будут равны. Частицы будут проходить от ротора насоса к ротору турбины только в том случае, если ротор турбины вращается медленнее, чем ротор насоса.

Гидродинамические муфты обладают следующими преимуществами: делает машину более гладкой; разрешить прямое движение с низкой скоростью; смягчает крутильные колебания. Передача кардана служит для передачи движения от вала вторичной коробки передач к оси ведущих колес автомобиля, причем угол между этими двумя осями является переменным. Жесткая шарнирная трансмиссия с переменной угловой скоростью.

Использование шарнира равных угловых скоростей позволяет ликвидировать недостатки, свойственные классической крестовине. Скорость вращения вала выравнивается, исчезает вибрация, КВ не требует балансировки после ремонта, до 17° увеличивается угол передачи крутящего момента.

Где еще применяются валы карданного типа

Для чего нужен карданный вал, кроме соединения КПП с мостом и колесами? В реальности сфера применения шарниров НУС достаточно велика. Их применяют для создания регулируемых рулевых колонок , где необходимо передать крутящий момент от руля к колесам. Также крестовидные соединения используют в наборах инструментов. Они позволяют работать с болтами, не находящимися на прямой линии с удлинителем ключа.

Компоненты: 1-скользящая вилка; 2 - рифленая головка; 3 - вал вала; 4 - вилки; 5 - фланец; 6 - крест кардана; 8-кольцевая безопасность; 9 вагонка; Вилка 10; Гайка 11; 12 футеровка; 13 - расщепленное кольцо; 14-югатор; 15-вилка. Изменение угла происходит потому, что задняя ось не связана с автомобилем, но подвешена шт пружина, имея возможность изменить свое положение на раме в нижнем изгибных пружинах.

Синхронный шаровой шарнир с шариком. Компоненты: 1 - планетарный вал; 2-х колесный привод, 3-вилка; 5-сферический шар, 6-шаровое действие; 7 - центральный шар; 8, 9-образные ребра жесткости; Отверстие 10. С конструктивной точки зрения шарнирные соединения подразделяются на:. - жесткие карданные фитинги - эластичные карданные шарниры. После угловой скорости, которая получается на ведомом валу, карданные артикуляции классифицируются в: - Карданные изделия с переменной угловой скоростью. - Карданные изделия с постоянной угловой скоростью.

Сегодня карданные шарниры, несмотря на широкое применение во многих областях промышленности, считаются устаревшими. Все большее развитие получают ШРУСЫ, а крестовины и вилки медленно уходят в прошлое.

Карданная передача автомобиля


К атегория:

Предназначение карданной передачи

Карданный вал выполнен из стальной трубы, которая на конце редуктора прижимается и сваривается скошенной головкой, а на другом конце имеет вилку универсального вала основного трансмиссионного вала. Основная трансмиссия предназначена для увеличения крутящего момента двигателя, передаваемого на колеса двигателя. Кроме того, основная передача передает момент от карданного вала, расположенного в продольной плоскости автомобиля, до планетарных полуплоскостей, расположенных в поперечной плоскости. Кинематическая схема основной основной передачи компонентов.

Техническое обслуживание автомобилей

Карданная передача автомобиля


Карданная передача служит для передачи крутящего момента от ведомого вала коробки передач или раздаточной коробки к ведущему валу главной передачи. Ее применение связано с тем, что изменяется взаимное положение осей валов трансмиссии, и они не лежат на одной прямой.

Принцип действия КВ

Компоненты деталей: 1 - подшипник; 2-контактная коническая шестерня; 3 - коронованный зубчатый; 4 подшипниковых подшипника; 5, 8 - планетарный вал; 6 винтов, 7-й дифференциальный корпус; 9 - фланец. Кинематическая схема организации основной простой передачи.

Автомобиля, относительное положение которого обычно изменяется в следующих случаях: от сцепления до коробки передач, когда коробка передач установлена ​​на раме транспортного средства, отдельно от двигателя; от коробки передач до коробки передач или дополнительной коробки передач, если она установлена ​​отдельно на раме транспортного средства; от коробки передач или коробки передач до передач главной оси; от планетарных деревьев до колес, в случае автомобилей с независимой подвеской колес двигателя.

Коробка передач, или раздаточная коробка на автомобиле, установлена выше ведущего моста, в результате чего ось карданного вала, передающего крутящий момент, расположена под некоторым углом а к горизонтали. Коробка передач соединена с рамой неподвижно, а ведущий мост подвешен к ней при помощи рессор. Когда при прогибе рессор изменяется положение моста относительно рамы, изменяется и угол а наклона карданного вала.

Продольная передача состоит из двух основных частей: карданных валов и продольных валов. На рисунке 1 показаны диаграммы различных продольных передач, используемых в автомобилях. На рисунке 1 а - это решение центральной трубки при использовании одного карданного сустава. Передача тяговых сил и момента реакции от ведущих колес к раме транспортного средства осуществляется с помощью центральной трубки 2, внутри которой находится продольный вал. Продольная трансмиссия с двумя соединениями, установленными на концах продольного вала, используется в 4 х 2 В случае автомобилей с высокой колесной базой, чтобы увеличить жесткость продольного вала и уменьшить тренд вибрации, продольная передача снабжена основным и промежуточным валом.

Карданная передача состоит из трех основных элементов: карданных шарниров, карданных валов и промежуточной опоры. Одним из условий равномерного вращения вала главной передачи ведущего моста является равенство углов а и аь между осью вала и осями валов, что обеспечивается конструкцией передачи.

Карданные шарниры неравных угловых скоростей. Простейший карданный шарнир состоит из двух вилок укрепленных на валах, и крестовины с шипами, входящими в отверстия вилок и соединяющими шарнирно валы. Вилка, поворачиваясь относительно оси А-А, может одновременно с крестовиной поворачиваться относительно оси Б-Б, обеспечивая передачу вращения от одного вала к другому при изменении угла между осями валов. Такой карданный шарнир называется жестким шарниром неравных угловых скоростей. В нем при равномерном вращении ведущей вилки ведомая вилка вращается неравномерно: в течение одного оборота она дважды обгоняет ведущую вилку и дважды отстает от нее. В результате этого возникают дополнительные нагрузки, вызывающие изнашивание деталей шарнирного соединения и узлов трансмиссии.

Для устранения неравномерного вращения применяют два одинаковых карданных шарнира, причем их вилки, расположенные на противоположных концах карданного вала, должны лежать в одной плоскости. Тогда неравномерность, вызываемая одним карданным шарниром, компенсируется неравномерностью другого. Однако и при двух карданных шарнирах угол между осями валов не должен превышать -23°.

При движении автомобиля в результате прогиба рессор расстояние между коробкой передач и задним мостом изменяется, поэтому на валу одну из вилок карданного шарнира устанавливают на шлицах, чтобы длина карданного вала также могла изменяться.

В карданных передачах легковых автомобилей наряду с жесткими шарнирами неравных угловых скоростей применяют и мягкие карданные шарниры, имеющие упругий элемент в виде муфты из эластичного материала, упругая деформация которого позволяет не только передавать крутящий момент между валами, пересекающимися под углом 2-5°, но и защищает трансмиссию от жестких ударов. Примером такой передачи может служить карданная передача автомобилей ВАЗ -2105, -2107 и др. Она состоит из переднего и заднего карданных валов, промежуточной опоры и трех шарниров, из которых передний представляет собой упругий элемент, соединяющий ведомый вал коробки передач с передним валом карданной передачи.


Рис. 1. Схема карданной передачи (а) с шарнирами (б) неравных угловых скоростей

Карданные шарниры равных угловых скоростей. Условия работы карданных передач определяются в первую очередь углами а наклона осей их валов: чем больше эти углы, тем в более тяжелых условиях работает передача. В особо тяжелых условиях работает карданная передача ведущих управляемых колес переднеприводных автомобилей, у которых угол наклона осей валов, изменяясь по величине и направлению (при повороте автомобиля), может достигать 35-40°. В таких передачах применяют шарниры равных угловых скоростей (шариковые или кулачковые), обеспечивающие передачу крутящего момента, равномерное вращение ведомого вала и поворот управляемых колес.

Широкое распространение получили карданные шариковые шарниры с делительными канавками. Они состоят из двух вилок, пяти шариков и штифта. Вилки изготовлены заодно целое со шлицевыми валами. При помощи торцовых сферических углублений и центрального шарика вилки центрируются между собой. Положение шарика фиксируется штифтом, удерживаемым от осевых смещений шпилькой. В делительные канавки вилок закладываются четыре рабочих шарика, которые удерживаются от выкатывания из делительных канавок центральным шариком.

При вращении ведущего вала крутящий момент от одной вилки к другой передается через рабочие шарики. Делительные канавки имеют такую форму, которая независимо от угловых перемещений вилок обеспечивает расположение шариков в плоскости, делящей пополам угол между осями вилок, в результате чего оба вала вращаются с равными угловыми скоростями.

Наряду с шариковыми шарнирами часто применяют и кулачковые шарниры равных угловых скоростей. Они состоят из двух вилок, двух кулаков и диска. Диск заходит в пазы кулаков и передает вращение от ведущей вилки к ведомой. В вертикальной плоскости вилки поворачиваются вокруг кулаков, а в горизонтальной - вместе с кулаками вокруг диска. Кулачковый карданный шарнир работает подобно двум сочлененным жестким карданным шарнирам, из которых первый создает неравномерность вращения, а второй устраняет эту неравномерность. Этим и достигается вращение ведущего и ведомого валов с равными угловыми скоростями.

Из-за простоты конструкции и сравнительно высокой работоспособности шариковые и кулачковые карданные шарниры нашли широкое применение в приводах к ведущим управляемым колесам многих автомобилей (ЗИЛ -131, ГАЗ -66-11, КамАЭ-4310, ВАЗ -2108 «Спутник»),

Устройство карданных передач. На современных автомобилях привод к ведущим мостам осуществляется карданными передачами с шарнирами неравных угловых скоростей. Устройство карданных передач автомобилей различных марок практически одинаково, отличие заключается главным образом в размерах и форме отдельных деталей.

Рис. 2. Карданные шарниры равных угловых скоростей: а-шариковый; б-кулачковый

Типичным примером конструкции карданной передачи является карданная передача автомобиля ЗИЛ -130. Она состоит из промежуточного и основного валов, соединенных с помощью шлицев, промежуточной опоры и трех жестких карданных шарниров I-III неравных угловых скоростей.

Все три карданных шарнира имеют одинаковую конструкцию, которая позволяет им работать с максимальным рабочим углом между осями валов, равным 19°. Карданный шарнир состоит из двух вилок, крестовины, четырех стаканов с установленными в них подшипниками, деталей крепления и уплотнений подшипников.

Крестовина имеет четыре шипа, в центре которых просверлены несквозные смазочные каналы. На каждый шип надет игольчатый подшипник. Иглы подшипника расположены в стакане и внутренней обоймы не имеют. Стакан устанавливается в вилке шарнира и удерживается крышкой, которая крепится болтами, стопорящимися усиками пластины. При сборке карданных шарниров в каждое глухое отверстие шипа закладывается консистентный смазочный материал, который в процессе эксплуатации не добавляется. Для удержания смазочного материала подшипники снабжены сальниками: один из них (радиальный) установлен в стакане подшипника, а другой (торцовый) на шипе крестовины. В крестовинах, выпускавшихся ранее, имелись масленки для смазывания подшипников крестовин.


Рис. 3. Карданные передачи автомобилей:
а – устройство карданной передачи автомобиля ЗИЛ -130; б – схема расположения валов карданной передачи полноприводного автомобиля

Промежуточный и основной карданные валы представляют собой тонкостенные трубы, на концах которых установлены вилки карданных шарниров.

К промежуточному карданному валу приварена передняя вилка, связанная крестовиной с фланцем-вилкой, при помощи которой карданный вал крепится к ведущему валу коробки передач.

Задний конец промежуточного вала соединен со скользящей вилкой, шлицевой наконечник которой вместе со шлицевой втулкой образует подвижное шлицевое соединение, компенсирующее изменение длины карданного вала в результате перемещения заднего моста. Шлицевое соединение имеет полость для смазочного материала, уплотненную сальником и защищенную от попадания грязи прорезиненным кожухом.

К основному карданному валу с обеих сторон приварены вилки, связанные через крестовины и игольчатые подшипники с промежуточным карданным валом и ведущим валом заднего моста. При помощи скользящей вилки основной вал соединен с промежуточным карданным валом, а при помощи фланца вилки - с фланцем вала ведущей шестерни главной передачи заднего моста.

Карданные валы динамически сбалансированы, что повышает равномерность вращения (без биения) и снижает вибрацию валов. Дисбаланс промежуточного вала устраняют приваркой к его трубе пластин, а основного вала - привертыванием балансировочных пластин под крышки подшипников карданных шарниров.

Промежуточная опора при помощи кронштейна крепится болтами к поперечине рамы автомобиля.

Она расположена на заднем конце промежуточного карданного вала и является неразборной конструкцией, обеспечивающей поглощение вибрации, возникающей при работе карданной передачи. Шарикоподшипник промежуточной опоры расположен в резиновой подушке, закрепленной стопорными скобами и имеющей специальные прорези, повышающие ее эластичность. В крышке шарикоподшипника установлены войлочные сальники с отражателями, предохраняющими их от загрязнения, а также пресс-масленка для смазывания подшипника.

Карданные передачи полноприводных трехосных автомобилей (ЗИЛ -131, Урал-4320 и др.) состоят из четырех карданных валов: основного, расположенного между коробкой передач и раздаточной коробкой, карданного вала привода среднего моста, карданного вала привода заднего моста и карданного вала привода переднего моста. Устройство всех карданных валов и шарниров этих автомобилей одинаково и аналогично описанным выше, за исключением того, что конструктивно карданный вал среднего моста имеет несколько большие размеры.

Карданная передача соединяет коробку передач с главной передачей, оси валов которых расположены в разных плоскостях и расстояние между ними во время движения автомобиля постоянно меняется. Это вызвано тем, что коробка передач жестко прикреплена к двигателю, неподвижно установленному на раме автомобиля, а его ведущий мост присоединен к раме на рессорах, которые, пружиня, допускают изменение расстояния между мостом и рамой. Передача крутящего момента в таких условиях возможна лишь при наличии карданных шарниров (карданов) и скользящих шлицевых соединений.


Рис. 4. Расположение карданной передачи на автомобиле:
1,3 и 6-карданные шарниры; 2 - главный вал; 4 - промежуточная опора; 5 - промежуточный вал; 7 - вилки; 8 - крестовина.

Карданная передача автомобиля ГАЗ -53А. На автомобилях, где расстояние между коробкой передач и главной передачей велико, применяют два карданных вала - промежуточный и главный. Промежуточный вал позволяет сделать главный вал более коротким и жестким и уменьшить его склонность к вибрации. Промежуточный вал, соединенный с ведомым валом коробки передач карданом, подвешивают на опоре, которая состоит из корпуса, прикрепленного к поперечине рамы, и шарикового подшипника, закрытого стальными штампованными крышками и сальниками. Подшипник с крышками установлен в резиновой подушке.

На главном карданном валу устанавливают два кардана. Через передний на вал передается вращательное движение с переменной частотой. Для устранения возникающей неравномерности вращения на другом конце вала устанавливают задний кардан. Каждый кардан состоит из крестовины и двух вилок. Кардан, имеющий скользящий наконечник, называют универсальным карданом. Игольчатые подшипники, установленные в отверстиях вилок, уменьшают трение цапф крестовины. Шлицевое (телескопическое) соединение промежуточного вала позволяет изменить длину карданной передачи, так как во время движения расстояние между коробкой передач и ведущим мостом изменяется не только по вертикали, но и по горизонтали. Шли-цевой наконечник универсального кардана входит в шлицевую втулку, приваренную к заднему концу промежуточного вала. Шлицевая втулка заполняется смазкой через пресс-масленку и уплотняется обоймой сальников, которая навернута на промежуточный вал. Для установки вилок карданов в одной плоскости на валу и универсальном кардане нанесены метки в виде стрелок.

Карданная передача автомобиля ЗИЛ -130 устроена так же, как и карданная передача автомобиля ГАЗ -БЗА .

Карданная передача автомобиля ГАЗ -24 «Волга» имеет один карданный вал (без промежуточной опоры) с двумя карданами. Скользящая вилка переднего кардана соединяется с ведомым валом коробки передач, задний конец которого размещен в удлинителе картера коробки передач.

Рис. 5. Карданная передача автомобиля ГАЭ -53А:
1 - предохранительный клапан; 2 - крышка игольчатого подшипника; 3 - крестовина; 4 - пробковый сальник игольчатого подшипника; 5 - промежуточный карданный вал; 6 - резиновая подушка опоры; 7 - войлочный сальник подшипника опоры; 8 - обойма сальников скользящей вилки; 9 - скользящая вилка; 10 - главный карданный вал; 11 и 13 - пресс-масленки; 12 - шариковый подшипник; 14 - шлицевое соединение промежуточного вала; 15 и 17 - вилки; 16 - игольчатый подшипник.

Игольчатые подшипники крестовин карданов автомобилей ГАЗ -53А, ЗИЛ -130 и ГАЗ -24 «Волга» смазывают при помощи пресс-масленок, ввернутых в резьбовое отверстие в центре крестовины. С противоположной стороны крестовины в ее центре размещен предохранительный клапан, выпускающий излишнюю смазку при заполнении крестовины и подшипников, что предохраняет от повреждения сальники, защищающие игольчатые подшипники от вытекания смазки. Смазывают также шлицевое соединение и подшипник промежуточного вала.

Для смазки карданных шарниров применяют трансмиссионное масло или специальное масло (особенно при заполнении на длительную эксплуатацию). Шлицевое соединение карданного вала автомобиля ГАЗ -24 «Волга» помещено в удлинитель коробки передач и смазывается маслом, имеющимся в полости удлинителя, и дополнительной смазки не требует.

К основным неисправностям карданной передачи относятся вибрация карданного вала и стук в карданной передаче.

Вибрация происходит из-за погнутости вала; такая неисправность вызывает повышенный износ сопряженных с валом деталей других узлов, например подшипников ведомого вала коробки передач, ведущего вала заднего моста и др.

Стук в карданной передаче вызывается износом карданов и шлицевого соединения. Изношенные детали заменяют новыми или отремонтированными.

Карданная передача служит для передачи крутящего момента от коробки передач или раздаточной коробки к главной передаче автомобиля.

Через карданную передачу крутящий момент передается’ от коробки передач к раздаточной коробке и от нее к ведущим мостам. Коробка передач вместе с двигателем, а также раздаточная коробка крепятся к раме через резиновые подушки, а ведущие мосты соединяются с рамой через рессоры. При изменении нагрузки или при движении по неровным дорогам рас> стояние и углы между указанными агрегатами изменяются. В этих условиях карданная передача позволяет бесперебойно передавать крутящий момент.

На современных автомобилях устанавливают открытые карданные передачи с шарнирами неравных угловых скоростей. Устройство карданных передач различных марок автомобилей практически одинаково, отличие заключается, главным образом, в размерах и формах отдельных деталей.

У автомобиля ГАЗ -66 этот узел состоит из трех карданных валов: промежуточного - между коробкой передач и раздаточной коробкой, вала привода заднего моста и вала привода переднего моста. У трехосных автомобилей ЗИЛ -131 и «Урал-375Д» устанавливается еще один карданный вал - между средним и задним мостами. Автомобили ГАЗ -53А и ЗИЛ -130 имеют карданную передачу между коробкой передач и задним мостом, состоящую из двух карданных валов и промежуточной опоры.

Карданный шарнир состоит из двух вилок, крестовины, четырех игольчатых подшипников со стаканами, деталей крепления и уплотнения подшипников. Одна вилка шарнира приварена к трубе или изготовлена заодно со шлицованным наконечником, вторая изготовлена заодно с фланцем, которым вал крепится к агрегату.

Крестовина имеет четыре шипа под игольчатые подшипники, а внутри отверстия для смазки. Подшипники расположены в стаканах, которые надеваются на каждый шип крестовины. Стакан устанавливается в отверстие вилки и удерживается крышкой с выступом; крышка крепится к вилке двумя. винтами, которые стопорятся пластиной. Уплотнение игольчатых подшипников обеспечивается двумя сальниками один из них расположен в стакане подшипника, второй надет на шип крестовины.

Карданные шарниры автомобиля ГАЗ -66 около мостов имеют защитные колпаки.

Карданные валы в сборе с шарнирами подвергаются балансировке на специальных станках. Дисбаланс устраняется приваркой балансировочных пластин по концам труб.

Карданный шарнир позволяет передавать крутящий момент под углом. Однако рассматриваемый шарнир обладает той особенностью, что при равномерном вращении одной из вилок вторая вилка вращается неравномерно, поэтому такой шарнир называется шарниром неравных угловых скоростей. Для устранения этого недостатка карданный вал имеет второй шарнир, у которого при неравномерном вращении одной из вилок вторая вилка вращается равномерно. Для передачи равномерного вращения через карданный вал должно быть соблюдено следующее условие: вилка, приваренная к трубе, и скользящая вилка должны быть в одной плоскости, при этом метки на шлицованной втулке и скользящей вилке должны совпадать.

Основными неисправностями карданных передач являются: износ крестовин, подшипников и шлицевых соединений, прогиб или скручивание карданных валов.

Износ крестовин и шлицевых соединений определяется по толчкам, появляющимся при трогании с места «ли сильным стукам при переключении передач. Признаком пр.огиба карданного вала является его биение при вращении.

Изношенные детали ремонтируются или заменяются новыми. Погнутый вал снимается с машины и правится в ремонтной мастерской.

Техническое обслуживание. При контрольном осмотре проверяют работу карданной передачи в движении, при этом обращают внимание на бесшумность ее работы.

При ЕТО производится очистка валов от грязи и пыли, их мойка, проверка на отсутствие внешних повреждений и исправность уплотнений.

При ТО-1 проверяется крепление фланцев валов, производится смазка игольчатых подшипников крестовин (при наличии пресс-масленки), смазка подшипников промежуточной опоры.

При ТО-2 дополнительно проверяется отсутствие зазоров в шарнирах, крепление промежуточной опоры, производится замена смазки в шлицевых соединениях валов (там, где положено по сроку).

Смазка игольчатых подшипников карданных шарниров производится смазкой ЛЗ-158, которая закладывается в них при сборке. На автомобилях ЗИЛ и «Урал» эта смазка в процессе эксплуатации не меняется и не дополняется; на автомобилях ГАЗ рекомендуется производить смену смазки путем разборки шарнира через три ТО-2.

На автомобилях выпуска прежних лет смазка игольчатых подшипников крестовин производится через масленку, которая имеется в центре крестовины (на противоположной стороне установлен предохранительный клапан). Смазка таких подшипников производится при ТО-1 маслом, применяемым для коробки передач, или смазкой ЛЗ-158. Свежая смазка подается при помощи шприца до выхода ее из предохранительного клапана, а при его отсутствии-через кромки сальников всех четырех шипов.

Смазка шлицевого соединения у автомобилей ГАЗ производится через масленку, ввернутую в шлицованную втулку, при этом совершается 20 качков шприцем; делается это через одно ТО-2. Шлицевые соединения карданных валов автомобилей ЗИЛ смазываются путем разборки через четыре ТО-2. У автомобиля «Урал-375Д» шлицы промежуточного вала и вала привода среднего моста смазываются через пресс-масленки при ТО-1, а шлицы валов переднего и заднего мостов смазываются путем разборки через шесть ТО-2.

Применяемая смазка - «Литол-24» или 1-ЛЗ, 1-13 жировая, ЯНЗ -2.

К атегория: - Техническое обслуживание автомобилей