Стартер на дизельный двигатель. Автомобильный стартер: устройство и принцип действия. Буксировка транспортного средства

Схема соединений стартера

1 – стартер;
2 – аккумуляторная батарея;
3 – генератор;
4 – монтажный блок;
5 – реле включения стартера;
6 – выключатель зажигания;
I – удерживающая обмотка;
II – втягивающая обмотка.

Для запуска любого ДВС водителю необходимо раскрутить коленчатый вал, то есть передать на него вращающий момент. Коленчатый вал приводит в движение через шатуны поршни, в цилиндры засасывается топливо-воздушная смесь. Свеча зажигания поджигает сжатую топливовоздушную смесь, расширяющиеся газы оказывают давление на поршень. Поршень в цилиндре, который находится в состоянии рабочего хода, через шатун воздействует на коленчатый вал. В результате приходят в движение шатуны и поршни других цилиндров, в которых происходят аналогичные рабочие процессы сжатия, поджига топливо-воздушной смеси, расширения газов. Двигатель запускается и передает крутящий момент на механизмы трансмиссии.

Стартер - это вспомогательный электродвигатель, питаемый аккумуляторной батареей и предназначенный для запуска двигателя внутреннего сгорания, позволяющего ему запускаться. Для дизелей с высокой степенью сжатия стартер работает на 24 вольтах. Фактически, для пуриллилиндера на оборот коленчатого вала имеется более одного воспламенителя.

Типы пусковых механизмов

Наконец, мы также должны рассмотреть цикл двигателя. Первоначально предпочтительным является двухтактный с полным циклом на оборот коленчатого вала. При запуске, действительно, скорость принятой смеси недостаточна для обеспечения правильного заполнения.

Типы пусковых механизмов

Для первоначальной раскрутки коленчатого вала применяются пусковые механизмы, которые подразделяются на несколько типов. Группа мускульных пусковых механизмов включает в себя механизмы с ножным приводом используются на одноколейных транспортных средствах с ДВС. На мотоциклах - до недавнего времени широко применялись кикстартеры, пусковая педаль с трещоткой свободного обратного хода, соединенная с коленвалом двигателя через шестерни пусковой системы. На мопедах и мотовелосипедах для запуска ДВС используют педали велосипедного типа. Пусковые системы с ручным приводом подразделяются на механизмы с использованием шнура, наматываемого на маховик (барабан). Эти пусковые системы используются для запуска ДВС небольшой мощности - на бензопилах, лодочных моторах, стационарных электрогенераторах и насосах. На инерционные механизмы с использованием понижающего редуктора, которыми оснащаются легкие тракторы и катерные дизели. На системы прямого действия, в которых какие-либо механизмы не используются вовсе - как на легких самолетах, в которых запуск двигателя производится раскручиванием винта вручную.
На автомобилях в качестве запасной используется ручная система пуска рукояткой, в простонародье «кривой стартер». На переднем торце коленчатого вала ДВС находится венец с косыми зубьями, покатые поверхности которых направлены против направления вращения вала. В этот венец вставляется пусковая рукоятка с поперечными штифтами. Штифты входят в зацепление с зубьями венца. При повороте рукоятки по часовой стрелке крутящий момент передается на коленчатый вал двигателя. Как только ДВС запустится, косые поверхности зубьев венца выталкивают штифты пусковой рукоятки вперед, рукоятка выходит из зацепления с коленчатым валом.
Простейший по устройству механизм с пусковой рукояткой широко использовался на заре автомобилизма. В большинстве моделей легковых автомобилей начала ХХ столетия пусковая рукоятка была несъемной и соединялась с коленчатым валом либо муфтой одностороннего ходя, либо посредством венца - рукоятку при пуске нужно было слегка вдвинуть по ходу и провернуть. В современных автомобилях рукоятка ручного запуска ДВС встречается редко и только в автомобилях классической заднеприводной компоновки с передним расположением двигателя.
В гоночных автомобилях используется пусковая система с отсоединяемым электрическим стартером - вместо пусковой рукоятки используется электродвигатель с венцовым зацеплением с коленчатым валом ДВС. Этот стартерный механизм подключается к специальному фланцу в задней части автомобиля, поскольку двигатель таких машин располагается над задней осью или перед ней. Другая большая группа пусковых механизмов включает в себя стартеры с использованием вспомогательных двигателей разного типа. Самым распространенным видом подобных механизмов является электростартер, который повсеместно применяется на автомобилях всех типов, мощных лодочных моторах, катерах, мотоциклах, квадроциклах и другой транспортной технике с ДВС.
На тракторных дизелях применяется система запуска со вспомогательным ДВС - «пускачом». Обычно это одноцилиндровый двухтактный бензиновый двигатель воздушного охлаждения, мощность которого примерно в десять раз меньше мощности основного двигателя. Пусковой ДВС, в свою очередь, запускается либо электростартером, либо вручную шнуровым механизмом (как на лодочных моторах). Судовые, танковые, тепловозные дизели оснащаются пневматической системой запуска. В данном пусковом механизме для приведения во вращение коленчатого вала используются сам главный двигатель, в цилиндры которого через дополнительные клапаны подается сжатый воздух. Как только двигатель запускается, подача сжатого воздуха в цилиндры прекращается. ДВС начинает работать в обычном режиме. Баллон со сжатым воздухом пополняется во время работы основного двигателя, который соединен с компрессором. Обычно этот же компрессор используется в системе управления транспортным средством, в тормозной системе (с пневмоприводом), в механизмах подвески (пневмоподвеска) и других. Особое распространение пневмозапуск получил в самолетах 30-40-х годов прошлого века. В наши дни в авиационной технике используются электрические стартеры, получающие питание от бортовых аккумуляторов самолета, стационарных станций и подвижных аэродромных пусковых агрегатов (АПА).
Помимо пусковых механизмов различного типа существует и система непосредственного запуска ДВС, разработанная немецкой компанией BOSH. Система Direct Start включает в себя управляющий компьютер и систему форсунок, впрыскивающих топливо-воздушную смесь в один из цилиндров остановленного двигателя, поршень которого находится в положении рабочего хода. Свеча поджигает смесь, которая поступает в цилиндр уже в сжатом виде. Происходит вспышка, расширяющиеся газы толкают поршень, который через шатун приводит во вращение коленчатый вал. Управляющий компьютер подает поочередно команды на впрыск в другие цилиндры, поршень которых приходит в положение рабочего хода - двигатель запускается. Эта система работает только в ДВС с количеством цилиндров от четырех и более и в серийных автомобилях пока не применяется.

С другой стороны, из-за температуры испарение не всегда происходит в хороших условиях. В первые годы века появилось множество пружинных, пусковых установок или пневматических стартерных систем. Из-за низкой мощности батареи они сначала считались ненадежными органами, в то время как электрическая цепь, обычно необеспеченная, была причиной частых сбоев.

На современных автомобилях общепринятый электрический стартер является постоянным и двухфазным. Единственное различие заключается в типе возбуждения, которое находится в серии. Конфигурация этого механизма довольно сложна, он включает в себя элементы двигателя, устройства сцепления и разъединения с основным валом, коробкой передач и устройством запуска. Последний предназначен только для стартеров, которые не запускаются самостоятельно, например, бензиновых двигателей или турбокомпрессоров. Принцип работы варьируется в зависимости от типа стартера.

Устройство автомобильного электростартера


1 – ограничительное кольцо хода шестерни;
2 – буферная пружина;
3 – шестерня привода;
4 – ступица обгонной муфты;
5 – ролик обгонной муфты;
6 – наружное кольцо обгонной муфты;
7 – кожух обгонной муфты;
8 – ось рычага привода шестерни;
9 – рычаг привода;
10 – крышка со стороны привода;
11 – якорь тягового реле;
12 – шток тягового реле;
13 – втягивающая обмотка реле;
14 – удерживающая обмотка реле;
15 – корпус реле;
16 – крышка реле;
17 – контактные болты;
18 – контактная пластина;
19 – щетка;
20 – коллектор;
21 – обмотка статора;
22 – обмотка якоря;
23 – стяжной болт;
24 – кожух;
25 – сердечник якоря;
26 – корпус стартера;
27 – полюс статора;
28 – поводковое кольцо.
В качестве вспомогательного двигателя для запуска двигателя применяются коллекторные электродвигатели постоянного тока, получающие питание от бортовой аккумуляторной батареи автомобиля . На вал электродвигателя насажена подвижная муфта одностороннего хода, которую венчает шестерня. При повороте ключа зажигания или нажатии пусковой кнопки соленоид стартера перемещает муфту по валу. Венец муфты входит в зацепление с зубьями маховика ДВС. Одновременно через замкнувшиеся контакты на коллекторные щетки электродвигателя подается электрический ток. Вал двигателя приводится во вращение, крутящий момент передается через зубья маховика на коленчатый вал ДВС. Как только двигатель запускается, соленоид и электродвигатель стартера обесточиваются, муфта под воздействием пружины возвращается в исходное положение, выводя пусковую шестерню из зацепления с маховиком.
Электростартер в ряде случаев может применяться в качестве вспомогательного двигателя автомобиля - когда машину необходимо переместить на небольшое расстояние (в несколько метров) при неработающем ДВС. В экстренных ситуациях, когда жизни водителя и пассажиров может угрожать опасность, водитель может включить первую передачу и стартером привести автомобиль в движение.

Например, стартеры инерции отличаются от других тем, что дома они сначала управляют рулевым колесом, чтобы накапливать энергию, необходимую для поворота главного вала двигателя, когда он соединен с валом В свою очередь, прямо действующий стартер приводит в действие главный вал двигателя.

Сегодня существует множество вариантов стартеров: электрический, бензиновый, пневматический, гидравлический или турбинный стартер. Основные проблемы стартеров: отказ от запуска или громкого скрипа при его запуске. Если у вас есть проблемы с запуском стартера, включение внутренних огней или фары и наблюдение за колебаниями напряжения тока. Если напряжение остается неизменным, было бы полезно сказать, что есть Это указывает на сбой цепи или обжутие подвижного контактного диска и клемм реле стартера, что также может быть связано с изнашиванием щетки, загрязнением или засорением. освобождение пружин держателя щетки.

Электростартеры мотоциклов

На легких мотоциклах, скутерах, мотороллерах с электрозапуском обычно используется электрическая машина двустороннего действия - династартер, который при подаче тока может работать, как электродвигатель, а в обычном состоянии (при работающем ДВС) выполняет функции электрогенератора.
Династартер устанавливается непосредственно на левую часть коленчатого вала мотоциклетного двигателя (встречается и обратное расположение), его якорь вращается с той же скоростью, что и коленчатый вал. Недостатком династертера, как и любого мотоциклетного генератора, является выработка недостаточного тока на малых оборотах двигателя (поскольку нет повышающей обороты якоря ременной, цепной или шестеренчатой передачи). На тяжелых мотоциклах (чопперах, спортбайках и других) применяются более совершенные системы электрозапуска схожие по устройству с автомобильными.
Для обеспечения безопасности мотоциклетные электростартеры дополняются специальными механизмами блокировки, предотвращающими запуск двигателя при неработающих тормозах. Подобная блокировка в обязательном порядке устанавливается на все мотоциклы и скутеры с автоматической передачей (клиноременным вариатором). Двигатель скутера запускается поворотом ключа только в том случае, если одна из тормозных рукояток (переднего или заднего тормоза) зажаты водителем. При свободных тормозных рукоятках энергия на электростартер не подается.

Другим признаком неисправности является щелчок на старте стартера, который указывает на проблемы с реле стартера и реле запуска. В случае частых щелчков и ударов шестерни против короны рулевого колеса должен произойти разрыв в обмотке реле. Неисправность может быть вызвана износом, зажимами зубьев шестерни и короной рулевого колеса. Но нет никакого отчаяния в случае любого стартового сбоя, так как всегда можно заменить весь механизм или часть стартера. Для этого просто ознакомьтесь с каталогом нашего интернет-магазина и выберите необходимый элемент, это рулевое колесо или мигающее реле.

Запуск двигателя в экстренных случаях

На транспортных средствах с механической КП запуск двигателя при неработающем электростартере и отсутствии механизма пуска рукояткой возможен буксировкой автомобиля («с толкача»). Однако, таким образом невозможно запустить автомобиль и мотоцикл с автоматической трансмиссией - если транспортное средство не оборудовано механизмом блокировки АКП. На скутерах с вариатором подобный механизм отсутствует. Поэтому пуск двигателя буксировкой или при движении накатом на них невозможен, но обязательно есть кикстартер, который на скутерах с электрозапуском двигателя используется в качестве вспомогательного пускового механизма. При истощенной бортовой аккумуляторной батарее автомобиля и исправном электростартере двигатель можно запустить, подавая ток от внешнего источника электроэнергии. Для этого используются сетевые понижающие трансформаторы или аккумуляторы других автомобилей.

Износ щетки Закрытие обмоток Засорение переключателя щетки Износ зубьев ведущей шестерни или колеса свободного хода Разрушение соединительных кабелей Трещины в корпусе Приведение в действие выключателя Износ подшипника вала. Окисление клемм стартера и аккумулятора Разряженная батарея Отсутствие контакта между щетками и неправильное затягивание клеммных кабелей Значительный износ подшипника Отверстия в зубах свободного колеса Сбой батареи.

  • При вождении двигателя происходит ненормальный шум.
  • Стартер не работает, когда ключ зажигания повернут.
  • Стартер не выходит после запуска зажигания.
  • Автомобиль не запускается во время запуска стартера.
Если стартер не работает, сначала проверьте правильность подключения проводов к батарее.

Автомобильные стартеры можно классифицировать по множеству признаков, но основным является наличие встроенного редуктора.

В конструкциях стартеров с редуктором между якорем электродвигателя и шестерней, сидящей на выходном валу стартера, встраивается редуктор, понижающий частоту вращения в 3...4 раза. При этом частота вращения вала электродвигателя может быть повышена до 15000 ... 20 000 мин-1 в режиме холостого хода. Блок электродвигателя представляет собой механизм с малыми размерами, высокой частотой вращения и низким моментом. Конструктивно редукторы могут быть выполнены простыми рядными с внешним или внутренним зацеплением, а также планетарными. Наиболее перспективным является так называемый планетарный редуктор Джемса, применяемый для передачи движения с небольшими замедлениями (5...7). Его достоинствами является симметричность передаваемых усилий, компактность и высокий КПД, превосходящий КПД соответствующих простых редукторов. Стартер применяется не только на легковых автомобилях с бензиновыми двигателями с объемом до 5 литров или дизельными с объемом до 2 литров, но и на современных грузовиках. Стартер имеет меньшие размеры и на 40% меньшую массу чем традиционные стартеры, спроектированные для тех же целей и обеспечивает эквивалентную или большую мощность.

Стартер состоит из:

3 - корпуса с полюсами и катушками обмотки возбуждения 22 ,

23 – якоря с коллектором 1 ,

электромагнитного втягивающего реле 4 ,

муфты свободного хода (бендикса) 15 с шестерней 11 ,

крышек 6 ,17 (со стороны привода; часто выполнены, как единая целая отливка) и 2 (со стороны коллектора),

щеточного узла 24 со щеткодержателями 25 ,

сердечника втягивающего реле 5 , вилки 7 , демпфера 8 и 9 , втулок 21 ,16 и 12 , редуктора.

Редуктор , в свою очередь, состоит из шестерней 10 , планетрного кольца (планетарки) 18 , вала 14 , набора стопоров 13 , корпуса 19 .

Корпус стартера является частью магнитной системы электродвигателя, служит несущей конструкцией для крышек, воспринимает вращающий момент и передает его элементам крепления стартера на двигателе. Корпус выполняют из цельнотянутой трубы или стальной полосы с последующей сваркой стыка. К корпусу винтами или заклепками прикреплены полюсы. Полюсы могут быть выполнены в виде статорной обмотки (медной или алюминиевой) или постоянных магнитов.

Якорь стартера имеет шихтованный сердечник в виде пакета стальных пластин толщиной 1,0...1,2 мм, что уменьшает потери на вихревые токи. Крайние пластины пакета из электроизоляционного картона предохраняют от повреждения изоляцию лобовых частей обмотки якоря. Лобовые части обмотки якоря укрепляют бандажами из нескольких витков проволоки, хлопчатобумажного шнура или стекловолокнистого материала, пропитанного синтетическими смолами. Лобовые части секций изолируют одну от другой электроизоляционным картоном или полимерными трубами. Концы секций обмотки якоря укладывают в прорези петушков коллекторных ламелей, чеканят и соединяют с коллекторными ламелями пайкой.


Втягивающее реле стартера имеет две обмотки: втягивающую и намотанную на нее удерживающую, которые расположены на латунной втулке. В ней свободно перемещается стальной сердечник. Удерживающая обмотка рассчитана только на удержание якоря в притянутом состоянии. Она наматывается проводом меньшего сечения и имеет самостоятельный вывод на массу. Удерживающая обмотка работает длительное время и больше нагревается. Втягивающая обмотка подключена параллельно силовым контактам реле. При включении реле она совместно с удерживающей обмоткой создает необходимую силу притяжения.


Для предотвращения разноса якоря после пуска ДВС на валу стартера устанавливают муфту свободного хода (бендикс), которая передает усилие от якоря к шестерне и проскальзывает, когда шестерня вращается маховиком двигателя. В двух словах: при включении стартера крутящий момент от наружной ведущей обоймы передается роликами на внутреннюю обойму при заклинивании роликов. Как только двигатель будет запущен наружная обойма станет ведомой (ведущим будет зубчатый венец маховика), ролики расклиниваются и муфта начинает пробуксовывать.

Общее взаимодействие элементов конструкции стартера при запуске двигателя следующее: сердечник втягивающего реле, втягиваясь магнитным полем обмоток, перемещает вилку и связанную с ним муфту привода (бендикс). При этом шестерня бендикса входит в зацепление с венцом маховика двигателя. Подвижной контакт втягивающего реле замыкает цепь батарея -стартер, и якорь последнего начинает вращаться. Если шестерня не вошла в зацепление с венцом маховика (так называемое «утыкание» шестерни стартера в зубцы венца маховика), то вилка будет продолжать перемещаться, сжимая пружину бендикса. Как только якорь начнет вращаться, шестерня повернется и под действием пружины ее зубья войдут во впадины между зубьями венца маховика. Двигатель запуститься.