Кнопка запуска двигателя с подсветкой. Принцип действия системы «старт-стоп». Принцип работы системы Start Stop

Забота об окружающей среде - девиз каждого автопроизводителя. Такое ощущение появляется после выхода очередной новинки, позволяющей сократить вредные выбросы в атмосферу и сэкономить топливо. Поговорим о системе “старт-стоп”.

Что такое система “Старт-Стоп”?

Основная идея Start-Stop – выключение двигателя в ситуации, когда не требуется его работа. Например, при простое в пробках, или в ожидании зеленого сигнала светофора. Понятное дело, что при этом значительно увеличится количество запусков двигателя, что обязывает к установке усиленного стартера и аккумулятора повышенной емкости. В некоторых системах в качестве стартера используется генератор, что позволяет сделать запуск быстрым и бесшумным.

Система полностью базируется на электронных датчиках и блоке управления двигателем, причем датчики расположены на всех ведущих узлах автомобиля: колесах, коленвале, коробке передач и .

При остановке машины датчик скорости посылает ЭБУ сигнал заглушить двигатель, и если уровень заряда батареи это позволяет – двигатель останавливается. Автоматический запуск двигателя происходит только на нейтральной передаче. Сигналом служит нажатие на педаль газа или, при автоматической коробке передач, отпускание педали тормоза.

Принцип работы системы Start Stop



В наиболее распространенной на данный момент системе фирмы Bosch используется усиленный стартер (4) и генератор (8). Работу системы контролирует штатный блок управления двигателем (1) с доработанным программным обеспечением. Именно он глушит двигатель по сигналам от датчиков скорости вращения колес (6). Добро на запуск дают не показанные на схеме датчики на педалях сцепления и тормоза.

Датчики положения рычага МКПП (6) и степени зарядки аккумулятора (3) нужны для блокировки остановки двигателя, если энергии в батарее мало или включена какая-либо передача, а датчик положения коленвала (7) - для точного останова поршней в положении, оптимальном для последующего пуска. Стабилизатор, компенсирующий “просадку” напряжения (2) во время пуска двигателя, необходим для нормальной работы бортовых потребителей.

Принцип работы не отличается большой сложностью, однако особенностью системы Старт-Стоп, является частый запуск двигателя , что не может, не отразится на его ресурсе, а прогнозируемый результат экономии, который равен 8-ми процентам, не так уж и велик. Да и вообще, о какой экономии топлива может идти речь, при покупке Mercedes-а премиум класса!

Обычно, системой комплектуют автомобили по умолчанию, поэтому ее реальную стоимость вычислить сложно. У независимых компаний ее установка обойдется в 30 000 рублей. Несложно подсчитать, что для оправдания этой суммы, нужно не один год кататься по центральным улицам города в час-пик, и простаивать в длинных пробках.

Система “Старт-Стоп” – дорогая и низкоэффективная игрушка. Если купили автомобиль с установленной системой – это неплохо. Можно лично проверить ее достоинства и недостатки. Однако выбирать автомобиль, ориентируясь на наличие этой опции нет резона.

Сегодня во многих современных автомобилях устанавливается так называемая система старт стоп. При этом многие водители даже не представляют назначение данной функции, ее особенности и преимущества. В данной статье приоткроем завесу «тайны» и разберемся с тонкостями системы.

Для чего была придумана кнопка старт стоп? Итак, давайте разберемся с мотивацией производителей, ведь они для чего-то разрабатывали данную систему.

Было поставлено несколько целей: уменьшить объем вредного угарного газа в окружающий воздух, снизить шум автомобиля (за счет уменьшения времени работы двигателя на «холостых»), а также сделать более экономичным режим езды.

В принципе, установка кнопки старт стоп позволила решить задачу, которая стояла перед разработчиками. Еще совсем недавно такие кнопки стояли только на «гибридных» авто, способных работать на различных видах топлива. Но планируется, что уже в будущем году половина всего выпускаемого транспорта будет иметь такую систему.

Как работает кнопка старт стоп?

Здесь все просто. Пока машина едет – двигатель работает, а как только останавливается – двигатель глохнет. Вот и весь секрет. Запускается мотор автоматически. Если в машине установлена «механика», то после выжимания сцепления, а если «автомат», то после отпускания педали тормоза.

Состоит система из устройства, которое запускает и глушит двигатель, а также специальной системы управления. При этом остановка и запуск двигателя может осуществляться по различным принципам – с помощью стартер-генератора, усиленного стартера или впрыска топлива в цилиндры и дальнейшего воспламенения.

Наибольших успехов в разработке системы Stop Start достигла компания Бош. Специалистам удалось добиться существенного снижения расхода топлива, а также уменьшения выбросов угарного газа в атмосферу на 8-10%. Стартер рассчитан на многократное действие. Сам механизм является очень бесшумным и гарантирует запуск двигателя.

Установка кнопки старт стоп дает такие функции, как запуск и остановка мотора, а также контроль зарядки аккумулятора. Базируется система на входных датчиках, блоке управления, а также исполнительных устройствах. К входным относятся датчики коленвала, АКБ, системы управления ДВС, положения педалей сцепления и тормоза и так далее. Стоит отметить, что в системе нет какого-то отдельного блока управление. Все ПО заложено в общем ЭБУ.

К исполнительным элементам системы старт стоп относятся форсунки системы впрыска, катушки зажигания и стартер.

Принцип работы Start Stop

При остановке машины на светофоре или в пробке, после анализа сигналов, поступающих от различных датчиков, система дает команду на остановку двигателя. При этом все электрооборудование машины переключается на АКБ. Как только водитель выжимает педаль сцепления («механика») или отпускает тормоз («автомат»), активируется стартер, и заводится двигатель. Количество таких циклов может быть бесконечным.

Если по какой-либо причине уровень напряжения аккумулятора снизится ниже допустимой нормы, то система будет об этом оповещена, и функция старт стоп отключится. Включение произойдет после заряда АКБ до нормального уровня напряжения. При этом водитель имеет возможность самостоятельно включать или отключать систему стоп старт.

Новые разработки

Сегодня многие производители подхватили данную идею и принялись за разработку своих шедевров. Так, компания Kia Motors придумала свою систему ISG, принцип работы которой основан на отключении генератора при пиковых нагрузках мотора. Это позволяет снизить расход топлива. Но как только водитель давит на педаль тормоза, генератор активируется и подзаряжает АКБ.

Работники компании Valeo придумали, в свою очередь, систему реверсионного генератора, благодаря которому можно добиться почти 10%-ной экономии топлива. Компания Mazda также не осталась в стороне, разработав систему SSID. В ней запуск двигателя осуществляется путем впрыска топлива прямо в цилиндры и его дальнейшее воспламенение.

В общем, система стоп старт набирает оборотов и уже сегодня заметно, что за ней будущее.

Многие из вас слышали о системе под названием Старт-стоп (start-stop) и, конечно же, каждый хоть раз но задавался вопросом, что это за система такая и какую роль она играет в моем (или чужом) автомобиле. Сегодня я хочу ответить на все вопросы и рассказать, что собой представляет система Start-stop, о ее основных функциях, а также о том, чем она так полезна для вас, вашего авто и окружающей среды.

Итак, давайте по порядку...

Система Старт-стоп была изобретена с целью:

  1. Сократить количество выброса вредного CO в атмосферу.
  2. ну и, конечно же, деньги.
  3. Снизить количество шума издаваемого автомобилем, посредством сокращения времени работы ДВС на холостых оборотах.

В эпоху экологических катастроф и глобального потепления, экологи и статисты начали уделять внимание мелочам, которые на самом деле являются довольно большими источниками загрязнения атмосферы. Так, однажды было произведено исследование в результате которого выяснилось, что около 30% от общего времени эксплуатации ТС оно работает на холостых оборотах. Объяснять я думаю не стоит откуда берутся эти 30%, каждый автомобилист знает сколько ежедневно приходится простаивать с работающим двигателем на светофорах, в пробках во время час пика и т. д.

Поэтому появление системы Старт-стоп - это логическое решение вышеописанной проблемы. Совсем недавнего Start-stop устанавливался исключительно на гибридные модели, однако как показала практика в ней не меньше нуждаются авто с классическими двигателями, работающими на тяжелом типе топлива или традиционном бензине. Эксперты прогнозируют, что в следующем 2015 году около 50% от всех производимых в мире автомобилей будут оснащены системой Старт-стоп.

Об истории возникновения и цифрах поговорили, теперь давайте разберемся, что такое Старт-стоп система и как она работает.

А принцип работы системы Start-stop - до смешного прост и банален - едешь двигатель работает, остановился, двигатель - глохнет. При этом запуск двигателя после его остановки, к примеру, на светофоре, осуществляется автоматически при отпускании педали тормоза в , или при нажатии на педаль сцепления в .

Из чего состоит система Старт-стоп? В состав системы входят:

  1. Специальная система управления.
  2. Устройство, которое обеспечивает своевременный многократный пуск .

Принципов реализации функции остановки и запуска двигателя есть несколько, среди них:

  1. Запуск при помощи усиленного .
  2. При помощи впрыск топлива в цилиндры и последующего воспламенения смеси.
  3. Посредством реверсионного (стартер-генератора).


Наиболее простым и вместе с тем самым надежным с конструктивной точки зрения принято считать - систему Stop&Start от всемирно известной компании Bosch. Именно разработка этой компании стала прообразом для всех систем этого класса, кроме того название системы "приклеилось" ко всем аналогам производимым другими компаниями. Эта история напоминает историю с Webasto (название компании, которая изобрела первый предпусковой подогрев двигателя, в итоге теперь кто бы не производил подобный механизм в народе его называют Вебасто). Системой Старт-стоп от компании Bosch агрегатируются автомобили известнейших компаний мира: Audi, BMW и другие. Согласно исследовательским данным потребление топлива после применения данной установки существенно снизилось, а процент выброса вредного CO составил менее 8%.

В основе данной системы лежит специальный стартер, который рассчитан на огромное количество запусков двигателя и намного больший по сравнению с обычными стартерами ресурс службы. В стартере использован почти бесшумный механизмом привода, который гарантирует мгновенный тихий запуск мотора.

Система Start-stop способна выполнять:

  1. Запуск мотора.
  2. Его остановку.
  3. А также производить контроль заряда аккумуляторной батареи (АКБ).

Система Старт-стоп базируется на:

  1. Блоке управления.
  2. Входных датчиках.
  3. Исполнительных устройствах.

Под входными датчиками подразумеваются: датчик положения педали сцепления (или педали тормоза в случае с АКПП), датчик количества оборотов коленвала, датчик АКБ, а также еще несколько менее важных датчиков системы управления ДВС.

В системе нет отдельного электронного блока, вместо этого используется ЭБУ (электронный блок управления двигателем), в котором заложено соответствующее ПО.

К исполнительным устройствам можно отнести:

  1. Стартер.
  2. системы впрыска.
  3. системы зажигания.

Как работает система Старт-стоп?

Принцип работы системы Start&Stop построен таком образом, что в случае полной остановки автомобиля на светофоре или в пробке "умная" система, руководствуясь определенными алгоритмами и данными, полученными от датчика количества вращения коленчатого вала, производит остановку двигателя. В это время питание электропотребителей (магнитола, кондиционер, и прочее...) переключается на аккумулятор. Когда выжимается педаль сцепления (или отпускается педаль тормоза в случае с АКПП) система автоматически активирует стартер, который производит мгновенный запуск двигателя. Количество цикла не ограничено и может повторяться бесконечно.

Если верить словам аналитиков автомобильного рынка к концу 2017 года в конструкцию практически всех современных моделей транспортных средств будет включена система «старт-стоп». Однако для многих владельцев автомобильного транспорта назначение этой высокотехнологической системы, которая появилась еще в далеких 80-х годах, по-прежнему остается непонятным, ведь в нашей стране она до сих встречается очень редко.

Как работает кнопка «старт-стоп»

Описываемая система относится к сложным инновационным разработкам, которая управляет работой мотора в момент остановки транспортного средства. То есть, как только автомобиль остановился (нажата тормозная педаль), например, возле светофора, на управляющий модуль «старт-стоп» поступает соответствующая команда, после чего временно выключается силовой агрегат. Но, как только педаль тормоза отпущена, и водитель нажимает акселератор, команда меняется, и блок управления системой вновь запускает двигатель.

Несмотря на всю пользу, которую приносит система «старт-стоп», у владельцев автомобилей оборудованных ей, есть определенные нарекания на некорректную работу. В основном они связаны с рядом обязательных условий, соблюдение которых необходимо для бесперебойного функционирования системы.

Что необходимо учесть для корректной работы «старт-стопа»?

Разработчики системы ввели несколько обязательных моментов при управлении автомобилем, выполнение которых позволит максимальную точно корректировать ее работу. Вот они:

  • все двери транспортного средства и его капот обязательно должны быть закрыты;
  • во время движения не снижать скорость менее чем до 4 км/ч;
  • обязательно использовать ремень безопасности.


Стоит отметить, что даже обязательное соблюдение описанных правил, не всегда обеспечивает корректную работу «старт-стопа», и при запущенном рабочем процессе системы, силовой агрегат по-прежнему продолжает функционировать в момент остановки машины . На это влияют следующие факторы:

  • недостаточный прогрев мотора в холодную пору года;
  • во время остановки рабочие обороты силового агрегата многократно превышают обороты холостого хода;
  • в зимнее время работает вентилятор отопителя лобового стекла;
  • остановка автомобиля после движения задним ходом. Выходит, что система «старт-стоп» работает исключительно при движении вперед;
  • температура внутри салона автомобиля ниже температуры, которая необходима для обеспечения максимально продуктивности при работе системы, то есть салон не прогрет;
  • источник питания не имеет необходимую емкость. Низкий заряд аккумулятора не позволяет функционировать «start-stop system»;
  • неисправен генератор либо элементы электрической сети автомобиля;
  • поворотные колеса имеют большой угол поворота.

Также известны случаи, когда система самопроизвольно запускает силовой агрегат в тот момент, когда водитель не воздействует на педаль акселератора, например, во время спуска со склона на скорости более 4 км/ч.

Принцип действия системы «старт-стоп»

На сегодняшний день лидером в производстве систем подобного типа является компания «Bosh», благодаря своей разработке – конструкции с усиленным стартером. Из-за этого система рассчитана на множество циклов пуска силового агрегата и устанавливается на модели таких автобрендов, как Audi , Wolkswagen , BMW , и др. Дополнительно в конструкцию «старт-стопа» входит специальный приводный бесшумный механизм, благодаря которому уменьшается износ деталей мотора в момент его пуска и выключения.

Принцип работы системы следующий: как только нажата тормозная педаль, модуль управления «старт-стопом» получает информацию с датчиков вращения коленчатого вала о количестве его оборотов. После анализа отдается соответствующая команда исполнительным устройствам системы, которые управляют работой силовой установки автомобиля, останавливая ее. Если же машина оборудована механическим типом трансмиссии, то после нажатия педали сцепления, блоку управления системой поступает соответствующая информация, которая им преобразовывается в команду на пуск стартера. В автомобилях с АКПП, для того чтобы вновь запустить силовой агрегат достаточно отпустить педаль тормоза. Во время движения описанные действия системы будут повторяться по мере необходимости, то есть, в момент осуществления остановки.

В случае если следящие за работой «старт-стопа» датчики зафиксируют низкий заряд источника питания транспортного средства, блок управления автоматически отключит систему до тех пор, пока емкость батареи не будет восстановлена до соответствующего параметра.

Также необходимо отметить, что производители постоянно совершенствуют конструкцию системы, исключая из нее допущенные ранее недоработки, и добавляя новые элементы управления, датчики и механизмы исполнения команд.

О минусах и плюсах «старт-стопа»

К сожалению, подобную систему хоть и можно с уверенностью назвать «ветераном», но за продолжительный период совершенствования ее конструкции так и не были устранены основные недостатки.

Поэтому большинство владельцев оборудованных системой транспортных средств, продолжают считать ее абсолютно бесполезным дополнением, у которого больше недостатков и минусов, нежели пользы.

Итак, о пользе «старт-стопа»:

  1. Позволяет значительно снизить потребление топлива в условиях постоянной городской езды.
  2. Экологический фактор. Значительно снижает выбросы в атмосферу вредных химических примесей и элементов, которые образовываются в результате работы силового агрегата.
  3. Тишина и комфорт во время простаивания в пробке либо вынужденной остановке, поскольку двигатель транспортного средства в это время не работает.
  4. Снижение нагрузки на детали мотора, так как в момент простоя он выключен, а благодаря приводному механизму специальной конструкции в разы снижается нагрузка на коленвал и основные части двигателя.

Упомянем о минусах системы:

  1. Аккумулятор и стартер транспортного средства постоянно подвержены высоким нагрузкам, вследствие чего, очень часто выходят из строя.
  2. Продолжительное функционирование системы в режиме городской езды слишком утомляет водителя. Однако, систему «старт-стоп» можно отключить.

Итог

Несмотря на все противоречивые мнения и утверждения относительно бесполезности системы «start-stop», производители постоянно работают над совершенствованием ее функционала, что по значимости ничуть не меньше, чем разработки в области альтернативных источников энергии, либо создание гибридных силовых агрегатов и новых видов трансмиссии. И утверждать однозначно, основываясь исключительно на размышлениях о ее бесполезности, а не на реальном опыте: нужна эта система, или нет – никак не стоит. В любом случае последнее слово остается за автомобилистами.

По данным статистики, двигатель автомобиля практически треть всего времени эксплуатации работает . Во время так называемой работы впустую мотор не заставляет транспортное средство двигаться, а вот топливо потребляет. Также в такой момент происходит загрязнение атмосферы, а именно выброс отработанных газов.

В такой ситуации отличным решением является система старт-стоп, ведь ресурс двигателя не бесконечен и тратить его на холостую работу агрегата не целесообразно. Конечно же, полностью избежать работы мотора на холостом ходу не получится, но сократить такое время вполне возможно. Рассмотрим подробнее, старт-стоп?

Принцип работы системы старт-стоп

Принцип работы достаточно прост и сводится к тому, что при остановке автомобиля двигатель автоматически глушится, а при необходимости двигаться дальше также автоматически запускается вновь.

Различается суть работы системы и при установленной механической коробке передач. В первом случае остановка двигателя происходит после полной остановки транспортного средства и нажатой педали тормоза. Мотор вновь начинает работать, после того как будет отпущена педаль тормоза.

При механической коробке передач двигатель автоматически глушится, после того как включается нейтральная передача и отпускается педаль сцепления. Если необходимо продолжить движение, то достаточно будет вновь нажать на педаль сцепления и мотор автоматически будет готов к эксплуатации.

Видео о системе старт-стоп:

Проблемы системы старт-стоп

Устройство старт-стоп обладает не только положительными моментами, но и имеет . В связи с тем, что при использовании такого устройства существенно увеличивается количество режимов запуска, то необходимо использовать совсем иные виды стартёров, которые справятся с такой возросшей нагрузкой. Обычные стартёры в этом случае не применяют.

Также установка системы старт-стоп подразумевает использование особого вида аккумуляторных батарей, которые легко выдержат большое количество циклов «разряд-заряд». Подобные аккумуляторы оснащены пористыми сепараторами, пропитанными электролитом, которые размещены между пластинами АКБ и способны препятствовать их разрушению.

Важно отметить, что не при каждой остановке транспортного средства срабатывает автоматическое отключение двигателя. Мотор не остановит свою работу в следующих случаях:

  • если двигатель , а именно охлаждающая жидкость не достигла температуры в 25 градусов;
  • если включён обогрев лобового стекла, или температура воздуха в салоне ниже установленной климат-контролем на 8 градусов;
  • если мотор работает не на холостом ходу;
  • если существуют проблемы с генератором;
  • если автомобиль остановился после движения задним ходом;
  • если заряда аккумуляторной батареи недостаточно, чтобы вновь завести двигатель;
  • если рулевое колесо во время маневрирования повёрнуто под большим углом.

Все перечисленные выше процессы регулируются , информация с которых обрабатывается блоком управления системой.


Считается, что система старт-стоп, своими руками установленная или изначально идущая в комплектации машины, способна обеспечить экономию топлива до 10%. Однако, даже если эта цифра и завышена, то потребление автомобилем горючего в любом случае будет меньше, а вот экологическая сторона вопроса точно остаётся в выигрыше, так как выбросов в атмосферу выхлопных газов уж точно меньше.

Из недостатков устройства старт-стоп также можно отметить то, что при остановке двигателя перестаёт работать и кондиционер.

Система старт-стоп с рекуперацией

Использование рекуперации энергии при торможении нашло своё применение в системах старт-стоп. Управление в таком случае осуществляется следующим образом: при большой нагрузке на мотор транспортного средства генератор в целях экономии топлива отключается; потом он включается при торможении и выполняется подзарядка аккумулятора - осуществляется рекуперация энергии.


В случае когда заряд аккумуляторной батареи становится ниже 75%, старт-стоп с рекуперацией автоматически отключается. Можно сказать, что это особенное свойство - интеллектуальность.

Многие спросят, как отключить такое устройство. И это логичный вопрос, ведь случается, что нет надобности в отключении двигателя. Сделать это можно специальной кнопкой, которая находится прямо на приборной панели.

На видео - работа системы старт-стоп:

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод, что система стоп-старт позволяет несколько автовладельца на топливо, порой до 8–10%. Также автомобиль сохраняет окружающую среду, ведь гораздо меньше выхлопных вредных газов выбрасывается в атмосферу. Раньше лишь отдельные гибридные автомобили оснащались подобными устройствами, но сейчас всё больше производителей желают устанавливать на свою продукцию такое оборудование.