Как проверить зажигание осциллографом. Диагностика систем зажигания (old). Системы с механическим распределителем энергии

Прерыватель-распределитель.

1. Износ втулки и вала.

2. Изменение жесткости пружин центробежного регулятора.

3. Трещины крышки.

4. Пробой конденсатора.

5. Обрыв провода конденсатора.

6. Износ контактов прерывателя.

7. Обрыв провода к подвижному контакту прерывателя.

8. Заедание поворотной пластины.

9. Порыв диафрагмы вакуумного регулятора.

В следующий раз мы поговорим об этом, и мы будем измерять несколько автомобилей. Педагогический вывод Из окончательных ответов моих свидетельств было очевидно, что за такое короткое время они смогли зафиксировать самое важное: осциллятор зажигания обладает большой информационной способностью. Вторичная диагностика требует минимального ускорения и 100% записи. Нагрев лямбда-зонда играет важную роль, поскольку его дефект может повлиять на насыщенность смеси и сгорание при холодных и нагретых нагрузках двигателя.

Одним из наиболее важных параметров осциллограммы зажигания является напряжение искрового отклика в качестве доказательства ионизации воздуха. Вы пытаетесь ответить на вопросы выпускников? Однако, когда начального увеличенного напряжения нет, постоянный ток постоянно устанавливает богатую смесь, и при полной нагрузке свечи становятся почерневшими, а высокоомный ток скользит позади изолятора в виде падающего напряжения во время сжигания искры. Кислородная ячейка лямбда-зонда была в порядке, но нагрев не выполнял свою функцию.

10. Перегорание подавительного резистора разностной пластины.

Катушка зажигания.

1. Негерметичность катушки.

2. Обрыв, короткое замыкание, межвитковое замыкание обмоток.

3. Трещины крышки.

Свечи зажигания.

1. Разрегулировка зазора между

электродами.

2. Оплавление электродов.

3. Пробой свечи.

4. Загрязнение электродов.

Холодный лямбда-зонд не мог показать ничего, кроме низкого напряжения, на блок управления, в то время как контроллер с его богатым микс всегда ожидал ответа. Другие недостатки, которые мы обнаружили у коллег: Неправильные всплески кабелей зажигания, длинные и протекающие концы которых вызывают наводнение свечей зажигания водой после промывки под давлением двигателя. Разное расстояние от искрового промежутка свечи зажигания. Нефункциональный катализатор. Диагностика лямбда-зонда - это основное измерение регулируемых систем.

Этот вопрос также обсуждается на различных учебных занятиях. Тем не менее, обычным является то, что служба заменяет лямбда-зонд после неправильного диагноза, и проблема с двигателем остается. Без датчика детонации, то есть с октановым селектором. Измерение нагрузки двигателя массовым расходомером. Контроль холостого хода электромагнитным байпасным клапаном. Инерционный выключатель отключает топливный насос при ударе. Сигнал от датчика положения положения распределительного вала. Термисторный датчик температуры воздуха, расположенный на всасывающей линии; сигнал мягко корректирует время впрыска и измеряется; резистивный к датчику температуры охлаждающей жидкости, диапазон сигналов от 4, 5 В до 0, 5 В, измеряется с помощью штыря 25 или датчика.

Проверка системы электроснабжения.

4.1. Для проверки системы электроснабжения вызвать измерительный режим «Батарея».

Рис. 13. Режим «Батарея».

Запустить двигатель и установить частоту вращения коленчатого вала двигателя равной (2000±200)об/мин. Напряжение батареи должно быть в пределах от 13,8 до 14,8 В. Если батарея исправна и заряжена, то через 5-10 мин работы на данном режиме ток заряда приближается к нулю.

Регенерационный клапан расположен в пространстве для ног водителя; в случае удара управляющий поток реле топливного насоса прерывается. Катушка зажигания Диагностический разъем расположен с левой стороны воздушного фильтра. Это одноточечная инъекция с электронным зажиганием с механическим регулированием угла зажигания.

Лямбда-зонд Управление лямбда-зондом Лямбда-зонд - это кислородный датчик в выхлопных газах. Это электрохимический элемент, который производит электрический сигнал на основе химической реакции. Институт автомобильной и транспортной техники Датчики и приводы двигателей искрового зажигания Брно, Чешская Республика Распределение компонентов управления двигателем Датчики, необходимые для определения основных рабочих параметров.

Включить фары (дальний свет). Напряжение батареи должно находиться в тех же пределах.

4.2. Если напряжение батареи увеличивается с ростом частоты вращения КВ двигателя и падает при включении нагрузки (фар), то неисправен регулятор напряжения.

Если напряжение батареи ниже нормы и при включении фар (частота вращения КВ (2000±200)об/мин) уменьшается, причиной может быть слабое натяжение ремня привода генератора, неисправность генератора или неисправность регулятора напряжения.

Проблема нефункционального опрыскивания Последовательная диагностика не легла. Клиент привел автомобиль к сбою, сигнальная лампа двигателя включалась с высокой скоростью, в противном случае работа автомобиля была в порядке. Информация и описание автомобиля.

Зажигание смеси обычно происходит в конце такта сжатия до. В сегодняшнем диагностическом измерении мы познакомим вас с новым диагнозом, который поделится вашим первым случаем с последовательной диагностикой. Наш новый сторонник диагноза выступает в качестве профессионального учителя.

Если напряжение батареи ниже нормы и при включении фар (частота вращения КВ (2000±200)об/мин) остается практически неизменным, то причиной является разрегулировка регулятора напряжения.

4.3. Повторить проверки по пункту №1 при (3000±200) об/мин в течение 1-2 мин.

Если напряжение батареи выше нормативного значения, то возможны следующие причины:

Системы сжигания топлива Системы смешивания топлива Двигатели зажигания Задачей системы является подготовка топливно-воздушной смеси в оптимальных пропорциях для достижения - самого низкого расхода топлива - наименьшего содержания загрязняющих веществ.

В этом учебном пособии вы узнаете о новых технологиях двигателя, узнаете об их специализациях и об их общем. При нормальном вождении водитель вводит драйвер. Г-н Хэмпль возвращает нас в свою обычную коробку описание дефекта, с которым он сталкивался со своими учениками.

Системы с механическим распределителем энергии

Пользователь найдет первые шаги практического измерения. Блоки измеренных значений Принципы безопасности труда При тестировании поездок необходимо использовать контрольно-измерительные приборы. Газовые датчики, концентраторы. В основных частях карбюратора.

− плохой контакт регулятора напряжения с “массой” автомобиля;

− повышенное переходное сопротивление в цепи возбуждения генератора;

− плохое соединение на “массу” между двигателем и кузовом автомобиля;

− разрегулировка регулятора напряжения.

Рис. 14. Нормальная осциллограмма работы

Генератора переменного тока.

Во-первых, предложение будет 6-клапаном. Стробоскопы Это электронные цифровые устройства, которые позволяют точно измерять скорость без контакта с вращающимся компонентом. Основа стробоскопа - мощная галогенная лампа, излучающая короткую. Этот ноутбук ознакомит вас с новыми деталями, функциями и дизайном двигателя.

Получение осциллограмм системы зажигания

Функциональный образец промышленного двигателя для эксплуатации растительного масла В лабораториях Департамента транспортных средств и двигателей Технического университета Либереца был разработан двигатель для привода установки для сжигания когенерационной установки.

Рис. 15. Осциллограмма при отсутствии зарядного тока с генератора переменного тока (неисправен реле-регулятор, контактные кольца, щетки или обмотки ротора).

Рис. 16. Осциллограмма при пробое диода обратной полярности (пробой) (на осциллограмме появятся провалы).

Рис. 17. Осциллограмма при неисправности диода прямой полярности (обрыв).

Давай тоже, на какое-то время, чтобы стать его учениками. Введение. Ученики должны сначала пройти базовое интенсивное обучение, чтобы они могли обнаружить реальные, невообразимые недостатки. Пример для выпускников Время от времени вместе с учителями мы встречаемся и тренируем друг друга, чтобы обмениваться опытом. Несмотря на то, что неисправность не была заметна, когда двигатель был теплым, мы обнаружили его причину простым измерением. Пример измерения с комментариями и вопросами Поскольку ученики ничего не знали о системах управления двигателем, мне пришлось соответствующим образом адаптировать мою интерпретацию.

Рис. 18. Осциллограмма при пробое диода прямой полярности.

Рис. 19. Осциллограмма при обрыве обмотки статора.

Проверка частоты вращения КВ бензинового двигателя на режиме холостого хода.

5.1. Для проверки необходимо вызвать измерительный режим «Батарея» и запустить двигатель (Рис.13).

5.2. Частота вращения КВ двигателя на холостом ходу должна быть в пределах, указанных в инструкции по эксплуатации диагностируемого автомобиля. Если частота вращения КВ двигателя на холостом ходу не соответствует нормативным значениям, то необходимо выполнить регулировку системы холостого хода карбюратора, пользуясь инструкцией по эксплуатации диагностируемого автомобиля.

Во-первых, несколько слов о системе управления двигателем. Блок управления обнаруживает, что происходит в двигателе, и готовит оптимальную смесь бензина и воздуха для обнаруженного состояния, а также искру в соответствующее время, так что готовую смесь можно полностью сгореть. Это электромагнитные впрыскивающие клапаны и трансформаторы зажигания. Аналогично, мы можем сравнить систему с человеческим телом: датчики - это человеческие чувства, блок управления - мозг, а исполнительные механизмы - это мышцы, которые несут команду мозга.

Электронная система пытается модифицировать смесь бензина и воздуха, так что пары этой смеси лучше всего использовать для химической реакции в катализаторе, который превращает ядовитые компоненты в нетоксичные. В катализаторе есть две реакции, и каждый из них требует немного отличающегося состава смеси. Только путем быстрого изменения богатой и плохой смеси достигается как эффект окисления, который нуждается в плохой кислородсодержащей смеси, так и сокращение, требующее богатой смеси. Электронная система должна обеспечивать лишь незначительные отклонения от идеального соотношения в кратчайшие возможные промежутки времени.

Несоответствие частоты вращения холостого хода нормативным значениям может быть вызвано неправильной установкой начального угла опережения зажигания. Поэтому после установки начального угла опережения зажигания необходимо провести проверку частоты вращения, и, при необходимости, выполнить регулировку системы холостого хода карбюратора.

Сенсорная система, расположенная в выхлопной трубе, чувствительна к кислородному лямбда-зонду. Весь процесс начинается следующим образом: вы запускаете холодный двигатель. Все холодно, так же как и лямбда-зонд. К сожалению, она работает при очень высокой температуре. Это означает, что блок управления должен ждать, пока лямбда-зонд прогреется, чтобы он знал, что на самом деле имеет двигатель. Однако, чтобы обеспечить работу холодного двигателя, смесь дозируется как богатая и ждет, пока лямбда-зонд не подтвердит богатую смесь после нагревания, тем самым вызывая управление с обратной связью.

Проверка первичной цепи системы зажигания.

6.1. Диагностирование первичной цепи системы зажигания проводится по напряжению на клемме катушки зажигания, подключенной к батарее (или добавочному сопротивлению), и по падению напряжения на контактах прерывателя (коммутатора) .

6.2. Для проверки следует вызвать режим «Первичная цепь» (Рис.20).

Лямбда-зонд звучит богато, блок управления сразу же ухудшается. Затем лямбда-зонд отчитывается бедным, блок обогащается. Контроль смеси становится регулированием, поэтому мы говорим о регулируемой системе. Лямбда-зонд - такой полицейский, сообщая о состоянии смеси с остаточным кислородом в выхлопных газах. Но на практике есть недостатки, когда много кислорода не должно означать плохое смешивание. Например, пропуски зажигания и аналогичные режимы, когда несгоревший кислород поступает в выхлоп. Неисправность: холодный двигатель дергается.

Рис. 20. Основной экран режима «Первичная цепь».

По команде «График» в панели инструментов возможен переход в режим вывода графика напряжения на контактах прерывателя в первичной цепи по всем цилиндрам двигателя (Рис. 21).

Рис. 21. Экран графика в режиме «Первичная цепь» .

Запустить двигатель. Установить частоту вращения КВ двигателя от 2000 до 3000 об/мин. Напряжение для контактных систем зажигания с добавочным резистором и без него должно быть соответственно не ниже 7,5 В и примерно равно напряжению батареи. Для контактно-транзисторных систем зажигания и бесконтактных систем с магнитоэлектрическим датчиком напряжение должно находиться в пределах от 3,4 до 7,5 В, для бесконтактных систем с датчиком Холла - в пределах от 12,5 до14 В.

Каковы недостатки свечей? Что такое провод свечи зажигания и что вызывает двигатель? Почему Великобритания меняет более белую, а затем более богатую смесь поочередно? Как нефункциональный электрический нагрев лямбда-зонда влияет на насыщенность смеси? Нарисуйте диаграмму двухструнного зажигания и емкостных плоскогубцев. Нарисуйте ход правильной формы волны утечки во вторичной части во время ускорения. Первоначальное измерение. Сбой также проявляется в измерении выхлопных компонентов. Для нас важно найти богатый микс.

Когда мы подключаем тестер к общению с блоком управления, мы видим, что память неисправностей пуста. Если кто-то отключил аккумулятор, или блок управления не смог обнаружить неисправность. Мы могли бы попробовать тест-драйв, чтобы узнать, не была ли неисправность не сохранена во время теста. Но мы лучше посмотрим, что происходит в двигателе.

Напряжение для контактных систем зажигания не должно превышать 0,2 В, а для других систем зажигания - должно быть в пределах от 0,8 до 1,8 В.

Если напряжения на клеммах катушки зажигания не соответствуют нормативным значениям, а напряжение питания соответствует норме, то необходимо проверить надежность соединений в первичной цепи системы зажигания. Особое внимание уделить клеммным зажимам аккумуляторной батареи, выключателя зажигания, блока добавочных резисторов, катушки зажигания и аккумулятора. При необходимости зачистить контакты прерывателя и выключателя зажигания.

Измерение с двумя искровыми зажиганиями Осциллограф зажигания обладает наибольшей способностью говорить. Мы будем подключать высоковольтную цепь, искать аномалии и пытаться ее объяснить. Нам нужно подключить емкостные плоскогубцы, чтобы одна пара подключенных плоскогубцев захватывала положительные искры, а другая отрицательная. Здесь мы видим, что искра не горит на цилиндре, но напряжение во время горящих искр уменьшается с самой высокой точки с участием высокого сопротивления. Не было спроса на ионизацию воздуха между электродами свечи, потому что ионизация означала бы переполнение искры с меньшим напряжением.

Повышенное падение напряжения может быть следствием плохого состояния контактов прерывателя, ослаблением контактных соединений в прерывателе или плохого контакта между корпусом распределителя и «–» аккумуляторной батареи. Для проверки последнего подключить зажим «М» жгута (3) непосредственно на корпус распределителя. Если напряжение понизится, то состояние контактных соединений неудовлетворительное. Повышенное падение напряжения может быть также вызвано электрической дугой между контактами прерывателя, возникающей из-за высокого тока разрыва первичной цепи или неисправности конденсатора.

Это пример учебника короткого замыкания, по-видимому, из-за богатой смеси, которую готовит система. При холодном двигателе ошибка должна быть еще более выраженной, потому что смесь еще богаче. Однако осциллограф памяти не пропустил изображение, поэтому мы видим вывод, даже когда двигатель теплый. Неудивительно, что двигатель ускоряется и загружается, когда он пропускает сгорание из-за утечки. Информация и коммуникации будут постепенно обновляться. Один выходной выход соединен с нулевым и одним сигналом, регулируемым инвертированным или неинвертированным выходным сигналом.


Рис. 22. Нормальная осцилло-грамма первичной цепи контактной системы зажигания.

Количество колебаний в зоне (затухания в первичной обмотке катушки зажигания) (1) должно быть не менее четырех. Линии замыкания (2) прерывателя должны быть чистыми.

3 – колебания в конденсаторе

Если линии замыкания (2) прерывателя не чистые, то возможны неисправности (Рис.23):

– окисление контактов прерывателя;

– контакты слабо приклепаны;

– потеря упругости пружины, замыкающей контакты;

– заедание рычажка на оси.

Рис. 23. Осциллограмма с неисправностями прерывателя.

Рис. 24. Осциллограмма с неисправностями конденсатора (шунтирование контактов прерывателя).

Если колебания в зоне (1) и зоне (2) уменьшены как по амплитуде, так и по горизонтали (меньшее их количество), (Рис. 24), то это свидетельствует об утечке конденсатора, шунтирующего контакты прерывателя.

Рис. 25. Осциллограмма при активном сопротивлении в цепи конденсатора.

Если колебания уменьшены по амплитуде в зоне (1), а колебания в зоне (2) нормальные (Рис.25), то в цепи конденсатора имеется активное сопротивление.


Рис. 26. Осциллограмма при большой емкости конденсатора.

Если колебания в зоне (1) уменьшены по амплитуде и растянуты по горизонтали, а колебания в зоне (2) растянуты по горизонтали (Рис.26), то это говорит о большой емкости конденсатора. Дополнительная емкость может появиться из-за неправильного подключения к выводу прерывателя каких-либо радиотехнических устройств (фильтр, сторож, тахометр и пр.).

Рис. 27. Осциллограмма во вторичной цепи помехоподавительного резистора.

При отсутствии во вторичной цепи помехоподавительных резисторов колебания в зоне (1) резко увеличены по амплитуде, колебания в зоне (2) нормальные (Рис. 27).

Рис. 28. Осциллограмма при замыкании витков первичной обмотки катушки зажигания.

При замыкании витков первичной обмотки катушки зажигания резко уменьшаются по горизонтали колебания в зоне (2) (Рис.28).


Рис. 29. Осциллограмма при замыкание витков вторичной обмотки катушки зажигания.

Замкнутые витки вторичной обмотки катушки зажигания приводят к уменьшению по горизонтали колебания в зоне (1) и зоне (2) (Рис.29).

Рис. 30. Осциллограмма при большом сопротивлении высоковольтного провода, идущего от катушки зажигания к распределителю.

При большом сопротивлении высоковольтного провода, идущего от катушки зажигания к распределителю, колебания в зоне (1) почти отсутствуют, колебания в зоне (2) нормальные (Рис.30).

На приведенных выше рисунках изображены осциллограммы первичной цепи контактной системы зажигания. Осциллограммы контактно-транзисторной и бесконтактных систем по виду существенно отличаются от классической, однако характер проявления неисправностей такой же.

Рис. 31. Бесконтактная система зажигания с датчиком Холла.

Рис. 32. Контактно-транзисторная система зажигания с коммутатором ТК-102.

Получение осциллограмм системы зажигания

Это, пожалуй, один из самых главных аспектов применения мотортестера. Система зажигания бензинового двигателя играет важную роль в обеспечении нормального протекания рабочего процесса и малейшие неполадки в ней приводят к перебоям в работе мотора, падению мощности и экологических показателей. Поэтому контроль функционирования системы зажигания занимает одно из первых мест в перечне диагностических процедур.

Анализ осциллограмм системы зажигания и проявление характерных дефектов на осциллограммах рассмотрены в разделе, посвященном этим системам. Здесь же будут освещены вопросы подключения мотортестера и методики получения осциллограмм.

Для снятия осциллограмм высокого напряжения служат входящие в комплект мотортестера специальные датчики. Они могут быть двух типов, различающихся принципом действия и соответственно, конструкцией: емкостные и индуктивные.

Индуктивный датчик чаще всего служит для синхронизации мотортестера по высоковольтному импульсу первого цилиндра, хотя может применяться и как датчик для снятия осциллограммы в системах зажигания типа СОР.

Принцип действия такого датчика аналогичен работе трансформатора. В качестве магнитопровода такого «трансформатора» используются два ферритовых полукольца, вторичной обмоткой является намотанная на одно из полуколец катушка, а первичной - токоведущая жила высоковольтного провода.

Таким образом, любые изменения тока в проводе преобразуются в напряжение на обмотке, которое и является выходным сигналом датчика. Формирование напряжения на выходе датчика обусловлено явлением электромагнитной индукции при изменении магнитного поля.

Емкостный датчик конструктивно представляет собой изолированные металлические пластины, которые образуют с токоведущей жилой высоковольтного провода конденсатор. Снятие сигнала происходит за счет емкостной связи между пластинами датчика и жилой провода. Именно такие датчики в большинстве приборов используются в качестве измерителей при работе с системами зажигания с высоковольтными проводами - классической и системой типа DIS. Для снятия осциллограмм системы СОР применяют емкостные датчики другой конструкции.

Главное их отличие в том, что сигнал снимается за счет емкости между экранированными изолированными обкладками датчика и вторичной обмоткой катушки. Существует большое количество конструкций таких датчиков, зависящих от конструкции катушки системы зажигания и способа ее установки на двигатель. Так или иначе, но работа всех датчиков этого типа основана на изменении электрического поля, в отличие от датчиков индуктивных, использующих поле магнитное.

Оба типа датчиков - и емкостные, и индуктивные - используются в качестве сигнальных при снятии осциллограмм в системе СОР. Нужно понимать, что получаемые с их помощью осциллограммы могут иметь очень различный вид. Это обусловлено разным принципом действия датчиков. Возможна даже ситуация, когда датчик одного типа оказывается вообще неспособным создать хоть сколько-нибудь реальную осциллограмму, в то время как датчик другого типа отобразит осциллограмму вполне правдоподобную. Повторим, речь идет о системе СОР.

Подключение мотортестера для снятия осциллограмм высокого напряжения

Последовательность подключения измерительных датчиков к системам различных типов значительно отличается, поэтому рассмотрим три разновидности систем, которые можно встретить на современных бензиновых двигателях.

Это системы:

  • классическая с механическим распределителем;
  • система типа DIS;
  • система типа СОР.

Подключение к классической системе с механическим распределителем высокого напряжения показано на рисунке:


Синхронизирующий датчик первого цилиндра устанавливается на высоковольтный провод первого цилиндра, измерительный датчик - на центральный провод между катушкой зажигания и распределителем. Такое подключение обеспечивает отображение импульсов высокого напряжения одновременно всех четырех цилиндров, а синхронизация осуществляется по импульсу первого цилиндра.

Возникает вопрос: можно ли подключить измерительный датчик непосредственно к проводу интересующего нас цилиндра и снять осциллограмму с него?

Да, можно, но нужно понимать, что из-за дополнительного искрового зазора между бегунком и крышкой распределителя после угасания искры измерительный датчик оказывается фактически отключенным от катушки зажигания. Указанное явление приводит к исчезновению на осциллограмме затухающих колебаний, характеризующих исправность катушки.

Особняком стоят системы зажигания, применявшиеся на некоторых автомобилях японского и американского производства. В литературе встречается их название Integrated Ignition Assembly (IIA), что можно перевести как «интегрированный узел зажигания». Такие системы сходны с классическими, но содержат встроенную в механический распределитель катушку и, соответственно, не имеют центрального высоковольтного провода.


Подключение мотортестера к системе типа IIA выполняется аналогично классической, с установкой датчика первого цилиндра на соответствующий провод. Отличие в том, что для снятия осциллограммы необходимо поднести измерительный датчик к хорошо различимому на крышке высоковольтному выводу катушки зажигания. Как показывает практика, этого вполне достаточно для получения стабильной осциллограммы напряжения на катушке с характерными затухающими колебаниями после угасания искры.

Рассмотрим подключение датчиков мотортестера к системе типа DIS. Она отличается применением катушек зажигания с двумя высоковольтными выводами. В большинстве случаев катушки объединены один блок, а высокое напряжение подводится к свечам непосредственно от катушек по проводам.

В такой системе зажигания искрообразование происходит одновременно в двух цилиндрах, при этом полярность импульсов на свечах пары цилиндров оказывается противоположной. Учитывая все вышесказанное, нетрудно прийти к заключению: измерительные датчики мотортестера при работе с системой DIS устанавливаются на каждый высоковольтный провод, при этом необходимо соблюдать полярность. Как и в случае классической системы, на провод первого цилиндра устанавливается синхронизирующий датчик.


Измерительные датчики разной полярности, как правило, помечены разным цветом. Сама процедура определения полярности зависит от конструкции мотортестера и описана в руководстве к конкретному прибору.

Для проведения диагностики системы DIS по первичному напряжению необходимо снять осциллограммы напряжения на первичных обмотках катушек, подключив к их выводам щупы мотортестера в режиме измерения напряжения до 500В. Синхронизацию при этом можно использовать как от датчика первого цилиндра, так и любую другую, например, по ДПКВ. Следует заметить, что в корпус катушки может быть встроен силовой каскад управления первичной обмоткой. В таком случае диагностика по первичному напряжению становится невозможной.

Снятие осциллограммы в случае систем типа СОР имеет свои особенности. Данная система характеризуется тем, что каждая свеча обслуживается собственной (индивидуальной) катушкой зажигания. В зависимости от конструкции индивидуальные катушки можно разделить на два типа - компактные и стержневые.


Помимо этого встречаются конструкции, где индивидуальные катушки объединены в модуль по две, три или четыре:


Так как каждая свеча двигателя обслуживается собственными катушкой и коммутатором, можно говорить о том, что каждый цилиндр имеет собственную систему зажигания. Поэтому диагностика СОР-систем зажигания сводится к последовательной проверке каждой ее части.

Для проведения диагностики по первичному напряжению нужно снять его осциллограмму, подключив один из каналов в режиме изменения напряжения до 500В к управляющему выводу первичной обмотки.

Если индивидуальная катушка содержит встроенный коммутатор, то управляющий вывод находится внутри корпуса катушки и оказывается недоступным для подсоединения к нему щупов мотортестера. Это делает невозможным проведение диагностики по первичному напряжению и ее проводят по вторичному напряжению с применением накладных СОР-датчиков емкостного или индуктивного типов различных конструкций.


Применение емкостного датчика предпочтительно, так как полученная с его помощью осциллограмма более точно повторяет форму напряжения во вторичной цепи диагностируемой системы зажигания. Временные параметры осциллограммы (продолжительность накопления энергии, момент высоковольтного пробоя, время горения искры), полученной при помощи емкостного датчика, точно соответствуют действительности.

Но амплитудные значения напряжений пробоя и горения оценивать нельзя: они сильно зависят от расстояния между чувствительной поверхностью датчика и вторичной обмоткой катушки - чем меньше это расстояние, тем больше амплитуда сигнала. К сожалению, применение такого датчика становится невозможным в случае, если создаваемое вторичной обмоткой электрическое поле экранировано конструктивно.

В такой ситуации применяется датчик индуктивного типа. Чаще всего он требуется при работе с индивидуальными катушками стержневого типа либо модулями из нескольких индивидуальных катушек. При установке датчика следует выбрать такое его положение относительно сердечника исследуемой катушки зажигания, при котором будет наблюдаться максимальная амплитуда осциллограммы.

Как и в случае применения емкостного датчика, возможен корректный анализ лишь временных параметров осциллограммы. Амплитудные же значения оценивать опять-таки нельзя: они сильно зависят от взаимного положения датчика и катушки, а также от особенностей их конструкции.


Следует отметить, что получение осциллограммы с применением накладных СОР-датчиков обоих типов в отдельных случаях представляет собой занятие достаточно творческое. Большое разнообразие конструкций индивидуальных катушек разных производителей заставляет искать методы снятия осциллограмм с использованием сначала датчиков сначала одного типа, затем другого, поиском удачного взаимного положения катушки и датчика.

Так или иначе, получить более или менее пригодную для анализа осциллограмму удается в большинстве случаев. Отдельные ее участки, вроде накопления энергии, могут оказаться сильно искаженными вследствие конструктивных особенностей катушки. В этом случае имеет смысл сравнительный анализ осциллограмм катушек разных цилиндров. Как правило, исправные катушки имеют осциллограммы одинаковой или очень сходной формы. Если же форма напряжения одной из катушек заметно отличается от других, можно говорить о наличии дефекта и проводить более детальную проверку.

Краткий итог

Для работы с системами зажигания применяются два типа датчиков: емкостные и индуктивные. Классическая система с механическим распределителем: синхронизирующий датчик устанавливается на провод первого цилиндра, измерительный - на центральный провод. Система типа DIS: синхронизирующий датчик устанавливается на провод первого цилиндра, измерительные датчики - на провода всех цилиндров с соблюдением полярности. Система типа СОР: используется накладной емкостный или индуктивный датчик, анализ осциллограмм возможен методом сравнения, амплитудные значения оценивать нельзя.

Режимы отображения осциллограмм системы зажигания

Программная часть мотортестеров, как правило, предоставляет широкие возможности для анализа осциллограмм системы зажигания. Для удобства пользователя существуют четыре режима отображения осциллограмм первичного и вторичного напряжений: «Парад», «Расширенный парад», «Растр» и «Наложение».

Переключение режимов отображения осуществляется тем или иным способом и зависит от конкретного прибора. Разные режимы отображения облегчают анализ различных характеристики осциллограмм; рассмотрим их по порядку.

1. Парад

Сигналы от каждого из цилиндров отображаются на одной горизонтальной линии в количестве и последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров данного двигателя. Например, 1-3-4-2. Этот режим удобен для сравнения значений напряжения пробоя и горения в разных цилиндрах, а также для покадрового визуального контроля осциллограммы процесса искрообразования.


2. Расширенный парад

Режим аналогичен предыдущему, с той лишь разницей, что программой искусственно расширен участок горения искры. При этом не отображается участок, соответствующий накоплению энергии в катушке. Данный режим удобен для более тщательного визуального контроля формы осциллограммы процессов искрообразования одновременно во всех цилиндрах.


3. Растр

Этот режим позволяет очень эффективно сравнивать длительность накопления, горения искры и затухающих колебаний в катушке, а также производить сравнительный анализ формы осциллограмм этих процессов в разных цилиндрах. Осциллограммы на экране отображаются друг над другом на горизонтальных линиях. Их количество и последовательность опять же соответствуют количеству и порядку работы цилиндров двигателя.


4. Наложение

Осциллограммы процессов искрообразования всех цилиндров отображаются на одной горизонтальной линии, наложенными друг на друга. Этот режим позволяет визуально оценить степень корреляции формы осциллограмм в различных цилиндрах и сделать соответствующие выводы.