Газ 52 отличие левого от правого шатуна. Вкладыши шатунных и коренных подшипников. Маркировка под поршневой палец

» Двигатель ГАЗ-53 (ЗМЗ-511): блок цилиндров, поршневая группа и коленвал

На автомобиль ГАЗ 53 устанавливается бензиновый V-образный восьмицилиндровый двигатель ЗМЗ 511 .10 производства Заволжского моторного завода. Рабочий объем двигателя составляет 4,25 литра при ходе поршня 80 мм и диаметре цилиндров 92 мм.

Крепление и установка двигателя

Если вы не уверены, измерьте диаметр отверстия и диаметр поршня внутри и снаружи микрометра. цилиндр в нескольких местах под прямым углом друг к другу. Отсоедините диаметр поршня от самого большого диаметра отверстия. Это даст вам зазор поршня. Вам понадобится руководство по эксплуатации магазина, чтобы найти разрешение для вашего велосипеда. Парень сказал, что у него никогда не было трубы. Велосипед бежал еще несколько месяцев до того, как поршня сломалась. Нижняя линия, получить руководство по магазинам и получите правильное разрешение.

Двигатель в сборе с коробкой передач и сцеплением устанавливается на раме в четырех точках на резиновых подушках: две в задней части под приливами на картере сцепления и две в передней части по обеим сторонам блока.

Опоры двигателя служат для восприятия как вертикальных усилий (реактивный момент, вес двигателя), так и горизонтальных — продольные усилия появляющиеся при трогании с места, торможении и разгонах.

Если это поршневой поршень, используйте рекомендацию по изготовлению поршней. Если ваш старый поршень находится в пределах спецификации, и вы хотите его повторно использовать, вам нужно будет измерить кольцевой зазор. с щупом, с кольцом в нем паз в поршне. Просто попробуйте установить датчик щупа между кольцом и верхней или нижней частью канавки. Они могут быть от 0, 001 до 0, 003. Если вы используете новый поршень и кольца, вам не нужно это проверять.

Если зазор слишком много, даже с новыми кольцами, вам нужно будет заменить поршень. Кажется, все думают, что новый набор колец должен вылечить все. Иногда, на большом уличном велосипеде, поршни будут в пределах спецификации, но на большинстве мотоциклов грязи вам придется это утомлять. Лучше всего, чтобы цилиндр соскучился на расточной машине. Не продирайте цилиндр, если у вас нет поршня для измерения. Если вы это сделаете, зазор может быть отключен. Снимите стопорное кольцо и вставьте поршневой палец с помощью отвертки.

Передние опоры двигателя состоят из чугунного крепления, в которое запрессована резиновая подушка, а также из нижней армированной подушки. Весь комплект деталей затягивается болтом посредством распорной втулки. Правая и левая опоры могут меняться листами.

Задние опоры аналогичны друг другу и состоят из верхней резиновой подушки, вложенной в верхнюю пластину, а также из нижних армированных подушек. К верхней пластине приварена распорная втулка. Задние подушки крепятся болтами через втулки верхних пластин. Нижние армированные подушки задних и передних опор могут меняться местами.

Вы можете слегка коснуться его, но если штырь слишком плотный, вам нужно будет потянуть его с помощью съемника на бретелек. Если поршень захватил и смазал алюминий на цилиндре, вам нужно будет удалить его, прежде чем вы его измеряете. Вы можете сделать это с муриатической кислотой. Просто возьмите лекарственную капельницу и положите всего несколько капель на алюминий, который был смазан в цилиндре. Кислота будет потреблять алюминий, но не повредит сталь цилиндра. Если вы наберете его на себя, вода и пищевая сода вытащит его.

Также не получайте его на любом алюминии, если вы не хотите, чтобы алюминий съедал. Вы можете получить Муриевую кислоту в любом магазине для улучшения дома. Они продают его, покупая галлон, который будет делать около миллиарда баллонов. Перетащите его домой, свалили все, что смазали алюминий, соскучились с Цилиндром, поставили новые поршни, кольца и все такое. Он просто не перестанет курить.

Двигатель ГАЗ-53 (продольный разрез): 1 — водяной насос; 2 — масляный фильтр; 3 — прерыватель-распределитель; 4 — сцепление; 5 — поддон; 6 — коленчатый вал; 7 — распределительный вал.

Двигатель ЗМЗ 511 (поперечный разрез): 1 — свеча; 2 — клапан; 3 — коромысло; 4 — карбюратор; 5 — поршень.

Вы, вероятно, «сгорели» или «скрепили» цилиндр. У вас есть металл, в котором цилиндр слишком горячий, и он выходил из моды из стали. Единственное реальное средство - новый цилиндр или цилиндр. Обязательно проверьте и проверьте головку цилиндра на плоскостность. Вся эта жара могла бы ее испортить.

Если это похоже на то, что крыса жует это, следите. Это означает, что подшипники в нижнем конце начинают двигаться. Если вы введете новый поршень, он будет просто разрушен, так как больше кусков несущей прокладки на нижних шатунных подшипниках. Обязательно проверьте цилиндр на наличие ржавчины. Если они есть, вам нужно будет вытащить циллы в больший размер, чтобы избавиться от них. Если вы восстанавливаете машину, вы обнаружите, что эти ржавчины находятся где бы ни остановились кольца в цилиндре.

Кривошипно-шатунный механизм (КШМ ЗМЗ 511)

Блок цилиндров

Блок цилиндров ГАЗ 53 изготовлен из алюминиевого сплава АЛ-4 и прошедший термическую обработку и пропитку специальной искусственной смолой, которая создает полную герметичность отлива. Блок представляет собой V-образную конструкцию, где угол развала цилиндрической части составляет 90º. Стенки блока создают водяную рубашка для охлаждения цилиндров, в нижней части которой предусмотрены гнезда для монтажа гильз. Шпильки для крепления головок цилиндров ввертываются по контуру водяной рубашки в специальные бобышки. Для улучшения жесткости блока его нижняя часть расположена ниже оси коленвала на 75 мм. В трех внутренних перегородках и торцевых стенках имеются гнезда для монтажа коренных подшипников коленвала и подшипников распредвала.

Во время горения создается много воды. Предположительно, около галлона воды на каждый галлон газа горел. Некоторые из этой воды имеют тенденцию собираться вокруг колец. Когда вы возвращаете свой цилиндр, всегда спрашивайте, очищают ли они его. Большинство мест делают, но вы никогда не знаете. Чтобы проверить, возьмите чистую тряпку, нанесите на нее немного свежего масла и протрите внутреннюю часть цилиндра. Если он вызывает какую-либо грязь, возьмите свой цилиндр и промойте его большим количеством горячей мыльной воды.

Немедленно высушите и смажьте цилиндр, чтобы он не ржавел. Кольца поршня должны иметь небольшой зазор между концами, когда они установлены в цилиндре. Этот концевой зазор указан в руководстве по эксплуатации и может варьироваться довольно часто. Например: от 0, 006 до 0, 020 дюйма. поршень, кольцо в квадрате вставлено в отверстие цилиндра. Теперь вы можете легко измерить конечный зазор. Если зазор слишком мал, напишите немного на конце кольца. Сделайте только немного за раз, пока вы не в пределах спецификации.

Нижняя часть гнезда коренного подшипника изготовлена в виде крышки из ковкого чугуна марки КЧ 35-10. Кроме данной крышки, на задней стенке блока имеется сальникодержатель. Сальникодержатель и крышки коренных подшипников растачиваются вместе с блоком ГАЗ 53, в следствии чего они не могут меняться местами и после разборки должны ставиться на свои прежние места. Четыре крышки, за исключением передней, одинаковые и на них нанесены порядковые номера 2,3 и 4. На пятой крышке номер не наносится.

Если у вас их нет, вы можете сделать это своими пальцами, просто будьте осторожны, чтобы не разорвать кольцо слишком далеко или не согнуть его слишком сильно. Кольца очень твердые и хрупкие и легко ломаются. Всегда устанавливайте кольца с отметками на кольца. Вы должны заменить любое кольцо того же типа и размера. Некоторые люди считают, что давление пружины Кольцом на стенках цилиндра является то, что уплотняет давление горения. Сжигание дает несколько тысяч фунтов давления. Вы можете сжать кольцо одной рукой, верно?

Это то же самое давление горения, которое направляется вниз между поршнем и кольцом, нажимая кольцо на стенку цилиндра. Фактически, это кольцо не будет касаться стенки цилиндра справа. Если у вас есть 3-мя масляным кольцом, На четырех ходах вы можете иметь одно кольцо с маслом или три масляного кольца.

К задней торцевой части блока присоединяется картер сцепления, чье точное расположение на блоке обеспечивается двумя установочными штифтами. Привалочная плоскость на картере сцепления для установки коробки передач и установочное отверстие обрабатываются вместе с блоком цилиндров во время расточки постелей коренных подшипников, в следствии чего замена картера с блока на блока недопустима без специальной подгонки.

Каждые три штуки работают лучше, но сложнее попасть в цилиндр. Перед установкой поршня смажьте поршень и цилиндр. Перемещайте кольца в своих канавках и убедитесь, что на всех частях есть много масла. Теперь вы готовы установить поршень. У поршней есть передняя и задняя части. Если на поршне есть отметка или стрелка, она всегда идет на переднюю или выпускную сторону. Это относится к стороне впуска. Существует много разных типов.

Вы можете даже использовать обычный зажим для шланга. Поршень и кольца должны проходить плавно с помощью небольшого крана с куском дерева. Если он просто не пойдет, переместите кольцевой компрессор. С 3-мя масляными кольцами вы должны использовать кольцевой компрессор. Мне нравится устанавливать поршень с кольцами и одним стопорным кольцом, установленным сверху цилиндра, и нажимать его до раскрытия отверстия для запястья. Установите стопорное кольцо и протолкните цил остальную часть пути вниз. Дон забудьте базовую прокладку и иногда основание уплотнительного кольца.


1 — подушка нижняя; 2 — обойма задней подушки; 3, 6 — соответственно подушки задняя и передняя верхние; 4—пластина верхней задней подушки: 5, 9 — болты; 7— шайба верхней передней подушки; 8 — кронштейн двигателя; 10 — распорная втулка.

Гильзы цилиндров

Гильзы блока изготавливаются из чугуна с повышенными износостойкими характеристиками. В верхней части гильзы предусмотрен специальный фланец для уплотнения с прокладкой головки, а в нижней находятся буртик для крепления в блоке цилиндров и уплотнения и, шлифованный буртик. В верхней части гильза уплотняется прокладкой ГБЦ, а в нижней — медным кольцом. Эффективность данного уплотнения зависит от выступания верхнего фланца гильзы над поверхностью блока двигателя в диапазоне 0,02-0,10 мм, что обеспечивается высокой точностью производства гильзы и самого блока. Гильзы делятся на пять размерных групп по диаметру цилиндра. Маркировка наносится на шлифованный поясок гильзы. Размерные группы условно обозначаются буквами А, Б, В, Г и Д.

Перед тем, как установить стопорное мне нравится ставить тряпку в любое отверстие стопорное кольцо может пойти вниз, если он получает от меня во время закапывания. Заменить новое, и все остальное. Приходите на несколько разных вкусов, но около 95% поршней мотоциклов имеют тип провода. Если вы не уверены в типе, обратитесь к производителю. Используйте тот тип, который рекомендует производитель поршня. Если стопорное терпит неудачу и позволяет поршневой палец ударить стенок цилиндра, плохие вещи будут происходить.

Еще в 60-х и 70-х годах некоторые из высокопроизводительных строителей использовали тефлоновые или алюминиевые «кнопки» вместо стопорных колец, но это оказалось не по нраву, и никто больше не использует их. Поршни обычно отмечаются на поршне. Проблема заключается в том, что иногда маркировка печатается чернилами, а не с печатью или они изношены. Если на поршне отмечен негабаритный размер, он может составлять в тысячах дюймов, например, этот 0, 20-дюймовый негабаритный поршень или в четверти миллиметра, например, этот поршень размером 50 мм.

Передний конец коленвала и привод распредвала: 1 — ступица шкива; 2 — шпонка; 3 — крышка распределительных шестерен; 4 — датчик ограничителя частоты вращения; 5 — эксцентрик привода бензонасоса; 6 — балансир; 7 — упорный фланец; 8 — распорное кольцо; 9 — шестерня распределительного вала; 10 — штифт; 11, 12 — соответственно задняя и передняя упорные шайбы; 13 — упорная шайба; 14 — шпонка; 15 — шестерня коленчатого вала; 16, 17 — маслоотражатели; 18 — сальник; 19 — пылеотражатель; 20 — заглушка.

Затем, чтобы сделать его интересным, это код, нанесенный на верхнюю часть поршня. Этот номер кода указывает, что такое размер поршня и какой тип колец используется. Кажется, теперь у всех есть ярость без цилиндров. Эти цилиндры соскучиваются до нужного размера, а затем покрываются. Поршни используют более мягкий металл, чем покрытие для колец. Идея, что кольца будут носить, и цилиндр не будет. Это было мое наблюдение, что это не всегда так. Если поцарапанный цилиндр поврежден, вам нужно будет вытолкнуть его большим и вставить в него новый стальной вкладыш.

Поршневая группа ГАЗ 53

Поршень двигателя ЗМЗ 511 изготавливается из алюминиевого сплава АЛ-30. Поршень имеет плоское днище и цилиндрическую головку. Для установки поршневых колец (одно маслосъемное и два компрессионных) на головке поршня предусмотрены три канавки. Юбка поршня в продольном сечении образует конус, а в поперечном — овал. Большая ось овала находится в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, а внизу юбки — большое основание конуса. В средней части поршня имеются отверстия с бобышками для установки поршневого пальца. Для монтажа стопорных колец в отверстиях проточены специальные канавки. Для подбора поршней по весу под бобышками имеются приливы. Для предотвращения стука при проходе поршня через мертвые точки, ось отверстия для поршневого пальца смещена относительно оси поршня на 1,5 миллиметра. Для улучшения прирабатываемости поверхность поршня покрывается слоем олова.

Затем нанесли новый рукав в нужный размер для нового поршня. Если повреждение не так уж плохо, вы можете получить поврежденный цилиндр. Проверите с изготовителем кольца. Что-то вспомнить, если вы работаете на старом велосипеде и не можете найти поршень. До тех пор, пока диаметр пистолета-запястья не будет таким же, и вы можете выдержать цилиндр, чтобы он соответствовал ему. Вам, возможно, придется вырезать юбку поршня вниз или сверлить большие порты в нем. Вам, возможно, придется размалывать головку поршня, чтобы она соответствовала камере сгорания или измельчалась внутри юбки, чтобы сделать ее правильным весом, но с некоторым воображением вы можете сделать ее пригодной, и она будет работать.

Маркировка и размеры поршня

Поршни делятся на пять размерных групп по большему диаметру юбки и на четыре группы по большему диаметру отверстия для установки поршневого пальца. По диаметру юбки маркировка наносится в виде букв на днище поршня, а по диаметру под палец — маркировка в виде нанесенного на бобышку на внутренней стороне поршня определенного цвета.

У него также была намного более высокая корона поршня. Пятна на поршне из углеродной бумаги являются высокими пятнами. Переверните двигатель, а затем измерьте толщину глины. Это сказало мне, сколько зазора между поршнем и головкой цилиндра. Вам понадобится около 0, 40 дюйма в дюймах, мой 90 был поглажен, поэтому мне пришлось срубить юбку поршня. Ну, это дало мне от 8 до 8 1. Дело в том, что если вы не можете найти правильный поршень, много раз, вы можете сделать еще один подходящий. Вы обнаружите, что некоторые поршни выглядят странно.

Это связано с тем, что дизайнеры двигателей всегда пытаются получить немного больше лошадиных сил из двигателя. Двигатель газовой турбины против поршневого двигателя. Как и все другие машины, самолет нуждается в источнике питания для работы, особенно для создания тяги, которая требуется для перемещения самолета вперед. С самых ранних попыток поршневые двигатели, работающие на бензине, использовались для полетов в полете.

Компрессионные поршневые кольца

Кольца для поршневой изготавливаются из серого чугуна. Наружная цилиндрическая поверхность нижнего кольца луженая, а верхнего — хромированная. Замок колец прямой. Установочный зазор замка компрессионных колец составляет 0,4±0,1 мм (установленных в цилиндр). Маслосъемное кольцо состоит из двух расширителей — радиального и осевого и из двух плоских стальных дисков. На наружную цилиндрическую поверхность дисков дисков нанесен хром.

С тех пор из-за их множества преимуществ перед возвратно-поступательными двигателями реактивный двигатель и его варианты стали преобладающей формой электростанции для самолетов. Больше о Поршневой Двигатель. Поршневой двигатель, также известный как поршневой двигатель, представляет собой машину с поршневыми поршнями, которая преобразует тепловую энергию от процесса горения в механические работы, такие как работа вала. Основной тип двигателя, используемый в самолетах, основан на сжигании ископаемого топлива и называется двигателями внутреннего сгорания.

Поршневые пальцы

Пустотелые поршневые пальцы плавающего типа изготавливаются из стали марки 15Х. Наружная поверхность пальцев закаливается токами высокой частоты и подвергается цементации на глубину 1-1,5 мм. Два стопорных кольца фиксируют палец от продольных перемещений в поршне.

Шатуны

Шатун производится из стали марки 45Г2. В поршневой головке шатуна запрессована бронзовая втулка. Кривошипная головка шатуна оснащена крышкой, которая обрабатывается вместе с шатуном, поэтому во время ремонта и разборки двс ЗМЗ 511, крышку ставят на тот же шатун, с которого она снималась. Шатуны и крышки клеймят порядковыми номерами цилиндров, в котором установлен конкретный шатун. Номера наносят на одной из бобышек под болт шатуна. Для правильной сборки данные номера должны размещаться с одной стороны шатуна.

Гайки шатунных болтов затягиваются при помощи динамометрического ключа и стопорятся штампованными пружинными контргайками. На заводе-изготовителе используется несколько иной способ стопорения гаек шатунных болтов без применения контргаек: на обезжиренную поверхность резьбы болта наносится 2-3 капли анаэробного герметика УГ-9 или УГ-6, после чего гайки затягиваются вышеобозначенным моментом. Во время ремонта застопоренные данным образом болты необходимо тщательно очищать их резьбу от остатков герметика.

В том месте, где кривошипная головка переходит в стержень имеется отверстие диаметром 1,5 миллиметра, через которое иногда поступает струйка масла для смазки стенки цилиндра. Шатуны и поршни точно подогнаны по массе. Разница по массе одного комплекта, в состав которого входят поршень, поршневой палец и шатун, не должна превышать восьми грамм.

Коленвал ГАЗ-53

Коленчатый вал отливается из высокопрочного модифицированного магнием чугуна. На валу имеется четыре шатунные шейки, пять опор и шесть противовесов. Коленвал сбалансирован динамически и статически. Шатунные и коренные шейки полые внутри. Полости шатунных шеек герметично закрыты резьбовыми пробками.

Масло от коренных подшипников поступает к шатунным сквозь сверления в коленчатом валу и полости в шатунных шейках. Данные полости задействуются как грязеуловители, в которых во время работы двигателя под воздействием центробежных сил откладываются тяжелые частицы, содержащиеся в масле, в следствии чего в шатунные подшипники подается дополнительное очищенное масло.

От осевого перемещения коленвал фиксируется двумя шайбами, находящиеся по обе стороны от опоры первой коренной шейки. Упорные шайбы выполнены из стальной ленты, залитой алюминиевым или баббитовым сплавом. Задняя шайба размещена залитой стороной к щеке коленвала и фиксируется от вращения специальным уступом, который входит в паз на крышке переднего подшипника. Передняя шайба размещена залитой сторонй к носку коленвала, опирается на стальную шайбу и фиксируется от вращения при помощи двух штифтов, запрессованные в блок цилиндров и крышку переднего подшипника.

Храповик, необходимый для проворачивания коленвала пусковой рукояткой, вкручен в торцовое отверстие носка вала. Он стягивает все детали находящиеся на носке коленвала: маслоотражатель, упорную шайбу, ступицу шкива и шестерню коленчатого вала. В шпоночный паз ступицы вставлен резиновый уплотнитель для предотвращения подтекания масла.

К фланцу ступицы прикручен шкив привода водяной помпы. Один из болтов крепления шкива имеет установочное смещение, что позволяет устанавливать его в определенном положении. Передний конец коленвала уплотняется самоподжимным резиновым сальником, находящимся в выточке крышки распределительных шестерен. Задний конец коленвала уплотняется сальником из асбестового шнура. Куски асбестового шнура, пропитанные в маслографитовой смеси, укладываются в специальные канавки бока цилиндров и сальнико-держателя, обжимаются и затем подрезаются заподлицо с плоскостью разъема. Шейка коленвала, по которой работает сальник, оснащен маслогонной накаткой А.

Для снижения количества масла, подающееся к заднему сальнику, на коленвале предусмотрен маслоотражательный гребень Б. Боковые поверхности сальникодержателя уплотнены специальными резиновыми уплотнителями, размещенные в прорези сальникодержателя. Задняя часть вала имеет фланец для установки маховика и гнезда для монтажа подшипника переднего конца первичного вала КПП.


Уплотнение заднего конца коленчатого вала: а — задний конец коленчатого вала; б — сальникодержатель и уплотняющие детали; 1 — масляный картер; 2 — прокладка масляного картера; 3, 7 — соответственно нижний и верхний отрезки асбестового шнура; 4 — сальникодержатель; 5 — крышка коренного подшипника; 6 — вкладыш коренного подшипника; 8 — блок цилиндров; 9 — боковой уплотнитель; А — маслосгонная накатка; Б — гребень; В — маслоподводящая канавка.

Маховик

Маховик отливается из серого чугуна и оснащен стальным зубчатым ободом для запуска двигателя ГАЗ-53 стартером. Маховик крепится к коленвалу при помощи четырех болтов, один из которых имеет смещение, что позволяет собирать маховик и коленчатый вал в строго определенном положении.

Вкладыши шатунных и коренных подшипников

Вкладыши изготавливаются из стальной ленты, которая заливается сплавом олова с алюминием. Шатунные и коренные вкладыши взаимозаменяемы. Коренные вкладыши имеют посередине отверстие и кольцевую канавку. В шатунных вкладышах предусмотрены отверстия для подачи масла из верхнего вкладыша сквозь сверление в шатуне для смазки зеркала цилиндра, в нижнем вкладыше данное отверстие присутствует для обеспечения взаимозаменяемости. Весь узел в сборе изготавливается с высокой точностью, поэтому подгонка вкладышей при их замене не допускается.

Головки цилиндров

Головки цилиндров изготовлены из сплава алюминия АЛ-4. Вставные седла клапанов изготовлены из специального жаростойкого чугуна. Направляющие втулки клапанов производятся из медно-графитовой металлокерамики. Все головки крепятся к блоку при помощи шпилек и фиксируются двумя установочными штифтами-втулками, запрессованные в блок цилиндров. Под гайки шпилек размещают стальные плоские шайбы. Между блоком и головками цилиндров размещают прокладки из асбестового картона, пропитанного графитом и армированного стальным каркасом.

Поршни - взаимозаменяемы с поршнями двигателей М-20, ГАЗ-51, ГАЗ-63 и ЗИМ. Отливаются из термически обработанного алюминиевого сплава, имеют плоские днища и эллиптичную форму юбки.

Величина эллиптичности юбки 0,29 мм. Большая ось эллипса расположена в плоскости, перпендику­лярной оси поршневого пальца, в направлении которой на поршень действуют боковые силы от шатуна. Для придания юбке пружинящих свойств, в ней сделана П-образная прорезь.

При нагревании, во время работы двигателя, поршень вследствие эллиптичной формы и П-образной прорези в юбке расширяется неодинаково: в направлении оси поршневого пальца больше, чем в направле­нии перпендикулярном оси.

В результате этого в горячем состоянии эллиптичность поршня уменьшается и его форма приближа­ется к круглой. Такая форма позволяет уменьшить зазор между цилиндром и поршнем в направлении дейст­вия боковых сил, что обеспечивает работу на непрогретом двигателе без стука поршней и исключает обра­зование задиров поршней при работе двигателя с полной нагрузкой.

На головке поршня имеется пять кольцевых канавок. Верхняя, узкая канавка служит для снижения нагрева верхнего компрессионного кольца путем уменьшения теплопередачи к нему от днища поршня. Во второй и третьей канавках помещаются компрессионные кольца, в четвертой и пятой - маслосъемные коль­ца. В канавках для маслосъемных колец просверлены отверстия, через которые масло, снимаемое со стенок цилиндров, отводится в картер двигателя.

В средней части поршня имеются две бобышки с отверстиями для установки поршневого пальца. Под бобышками сделаны два прилива для подгонки поршней по весу.

Поршень стандартного размера весит 450 + 2 г.

Для улучшения приработки к цилиндрам поршни покрыты тонким слоем олова (0,005 мм).

Поршни устанавливаются в цилиндры так, чтобы П-образная прорезь юбки была обращена в сторону, противоположную клапанной коробке. Эта сторона цилиндра не подвергается действию боковых сил при рабочем ходе поршня.

Для ремонтных целей выпускаются поршни увеличенного диаметра: 82; 82,08; 82,24; 82,36; 82,5; 82,58; 82,62; 83; 83,25 и 83,5 мм. Цифры ремонтных размеров указываются на днище поршня.

Расположение компрессионных поршневых колец в канавках поршня

Поршневые кольца: два компрессионных и два маслосъемных. Соответственно унифицированы с кольцами двигателей М-20, ГАЗ-51, ГАЗ-63 и ЗИМ.

Кольца изготавливаются из серого чугуна путем индивидуальной отливки в некруглые формы; этим обеспечивается надлежащая структура материала и герметичность колец.

Компрессионные кольца имеют одинаковые размеры. Наружная цилиндрическая поверхность верхне­го компрессионного кольца, работающего в очень тяжелых условиях, покрыта пористым хромом, что в 3 - 4 раза повышает его долговечность. Увеличение износоустойчивости верхнего компрессионного кольца по­вышает долговечность всех остальных колец цилиндров двигателя.

Для улучшения и ускорения приработки компрессионных колец на внутренней цилинд­рической поверхности их делается фаска, вызы­вающая небольшой перекос колец в канавке поршня, в результате которого они соприкасают­ся с цилиндром не всей поверхностью, а только нижней кромкой. Кольца устанавливаются на поршень фасками вверх, в сторону днища.

Оба маслосъемных кольца одинаковы. Они имеют прорези для отвода масла, снимаемо­го ими со стенок цилиндров во внутреннюю по­лость поршня. Для лучшей приработки к цилин­драм наружная поверхность второго компресси -

онного и обоих маслосъемных колец подвергает­ся лужению. Все кольца имеют прямой замок с зазором равным 0,2 - 0,4 мм после установки но­вого кольца в цилиндр двигателя.

Поршневые пальцы плавающего типа, пустотелые. Унифицированы с пальцами двигателей М-20, ГАЗ-51, ГАЗ-63 и ЗИМ. Изготавливаются из стали с закалкой наружной поверхности на глубину 1-1,5 мм при помощи токов высокой частоты. От осевых перемещений пальцы удерживаются круглыми пружинными

кольцами, установленными в кольцевых канавках обоих бобышек поршня. В двигателях, выпускаемых до 1955 года, устанавлива­лись плоские стопорные кольца. Канавки в поршне для круглых и плоских колец имеют различную конфигурацию, и поэтому такие поршни взаимонезаменяемы. Установка и снятие плоских колец должны производиться специальными круглогубцами.

Во время работы двигателя поршневые пальцы восприни­мают большие динамические нагрузки, поэтому для предотвраще­ния стука пальцев зазоры между ними и отверстиями в поршнях и шатунах сделаны минимальными.

Для ремонтных целей выпускаются пальцы увеличенного диаметра на 0,08; 0,12 и на 0,2 мм с маркировкой соответственно черной, синей и коричневой краской.

Шатуны - стальные, кованые, двутаврового сечения. В верхнюю головку шатуна запрессована тонкостенная втулка из оловянистой бронзы. Втулка имеет отверстие, совпадающее с про­резью в верхней головке шатуна, для смазки поршневого пальца. Нижняя головка шатуна - разъемная.

Крышка нижней головки кре­пится к шатуну двумя болтами, гай­ки которых шплинтуются индивиду­ально. Отверстие в нижней головке шатуна обрабатывается в сборе с его крышкой, поэтому переставлять крышки с одного шатуна на другой нельзя.

В месте перехода нижней го­ловки в стержень шатуна имеется отверстие диаметром 1,5 мм, через которое осуществляется смазка сте­нок цилиндров, кулачков распреде­лительного вала и тарелок толкате­лей. Это отверстие должно быть об­ращено при установке шатунов в сторону клапанной коробки.

На верхнем конце шатуна и

на крышке нижней головки имеются бобышки, срезанием которых на заводе осуществляется подгонка об­щего веса шатуна и распределение веса между его головками.

Разница в весе шатунов для одного двигателя свыше 8 г не допускается.

Шатуны двигателя ГАЗ-69 одинаковы с шатунами двигателя М-20 и ЗИМ, но взаимонезаменяемы с шатунами двигателя ГАЗ-51, которые имеют несимметричные нижние головки.

Коленчатый вал - стальной, кованый, четырехопорный, унифицирован с валом двигателя М-20. Имеет противовесы для разгрузки коренных подшипников от сил инерции, статически и динамически сба­лансирован. Для повышения износоустойчивости шатунные и коренные шейки вала закалены на глубину 3 -5 мм. Диаметр коренных шеек - 64 мм, шатунных - 51,5 мм. Шатунные шейки вала, для подвода смазки к шатунным подшипникам, соединяются с коренными шейками сверлеными каналами, имеющими специаль­ные тупики - грязеулавливатели, закрытые резьбовыми пробками.




Передний коренной подшипник коленчатого вала:

1 - храповик, 2 - ступица, 3 - шкив, 4 - сальник, 5 - маслоотражатель, 6 - распределительная шестерня коленчатого вала, 7 - крышка переднего коренного подшипника, 8 - штифт, 9 - задняя шайба упорного подшипника, 10-передняя шайба упорного подшипника,

11 - упорная шайба.

Осевые перемещения вала воспринимаются передним коренным подшипником через две упорные шайбы из стальной, залитой баббитом ленты. Величина осевого зазора составляет 0,075 - 0,175 мм. Передняя шайба 10 обращена поверхностью, залитой баббитом, к стальной упорной шайбе 11, сидящей на валу на шпонке и прижатой к торцу коренного подшипника. Задняя шайба 9 обращена поверхно­стью, залитой баббитом, к бурту щеки вала. От вращения шайбы удерживаются: передняя - двумя штифта­ми, запрессованными в блок и в крышку и входящими в выемки шайбы, задняя - выступом, входящим в паз на торце крышки коренного подшипника.

На передний конец вала посажены на шпонке распределительная шестерня 6, маслосбрасывающее кольцо 5 и ступица 2, прижатые к торцу упорной шайбы 11 храповиком 1, ввернутым в торец вала. К ступи­це шестью болтами привертывается штампованный шкив привода водяного насоса и генератора. В крышке распределительных шестерен помещен самоподтягивающийся сальник 4 переднего конца вала с резиновой манжетой, работающей по наружной поверхности ступицы. При постановке крышка должна быть отцентри­рована, по сальнику во избежание течи в этом соединении.

Сальник заднего конца коленчатого вала состоит из двух полуколец, изготовленных из прографичен-ного асбестового шнура, вкладываемых в две обоймы.

Верхняя обойма крепится болтами к торцу блока, задняя - к крышке подшипника. Задняя коренная шейка коленчатого вала имеет перед сальником маслосбрасывающий буртик, входящий в кольцевую выточ­ку подшипника. Из этой выточки масло через специальное отверстие стекает в картер двигателя.

На конце коленчатого вала имеется фланец для крепления маховика.

Маховик отлит из серого чугуна и имеет напрессованный стальной зубчатый обод для пуска двига­теля стартером.

Для нахождения верхней мертвой точки (в. м. т.) при установке зажигания, в наружную поверхность маховика запрессован стальной шарик. По обе стороны шарика нанесено по 12 рисок, каждое деление кото­рых соответствует одному градусу поворота коленчатого вала.

Маховик крепится к фланцу четырьмя специальными болтами, имеющими плотную посадку в отвер­стиях.

Гайки этих болтов имеют индивидуальную шплинтовку и затягиваются динамометрическим ключом с моментом в 7,6 - 8,3 кгм.

Вкладыши шатунных и соответственных коренных подшипников коленчатого вала взаимозаменяе­мые, тонкостенные; изготавливаются из малоуглеродистой стальной ленты, залитой баббитом специального состава.

Толщина стальной ленты шатунных вкладышей 1,45 мм, коренных - 1,9 мм; толщина слоя баббита соответственно 0,35 и 0,4 мм.

Ширина шатунного вкладыша - 28 мм. Небольшой слой баббита практически при работе не дает усадки, поэтому коренные и шатунные вкладыши не требуют подтяжек и применения регулировочных про­кладок.

Изготовление шеек коленчатого вала, вкладышей и постелей для них в блоке и в шатунах с высокой точностью позволяет производить замену вкладышей при ремонте двигателя без подгонки.

В каждый подшипник устанавливается по два вкладыша; они удерживаются в них при помощи фик­сирующих выступов, входящих в пазы, которые имеются в шатунах и в блоке.

Оба шатунных вкладыша одинаковы и унифицированы с вкладышами двигателей М-20 и ЗИМ. Не­большое отверстие, совпадающее с отверстием в нижней головке шатуна для подвода смазки к цилиндрам, кулачкам распределительного вала и к тарелкам толкателей, имеется также и во вкладыше, который уста­навливается в крышку шатуна для обеспечения их взаимозаменяемости.

Оба вкладыша коренных подшипников имеют кольцевую канавку, совпадающую с отверстием в шейке коленчатого вала.

Вкладыши, устанавливаемые в блок, имеют в центре канавки отверстие для подвода смазки; вклады­ши, устанавливаемые в крышки, такого отверстия не имеют.

Во вкладышах заднего подшипника делается дополнительная кольцевая канавка, расположенная вблизи их торца. Из этой канавки масло стекает через отверстие во вкладыше и в крышке в картер двигате­ля.

Вкладыши коренных подшипников различны по ширине: ширина вкладышей переднего подшипника - 30,5 мм; средних - 26 мм и заднего - 42,5 мм. Вкладыши соответствующих коренных подшипников унифи­цированы с вкладышами двигателей М-20 и ЗИМ.

Зазор между шейками коленчатого вала и вкладышами шатунных и коренных подшипников лежит в пределах 0,026 - 0,077 мм на новом двигателе.

Болты коренных и гайки шатунных подшипников следует затягивать динамометрическим ключом с моментом в 12,5 -13,6 кгм для коренных и в 6,8 - 7,5 кгм для шатунных подшипников.