Проверка генератора ваз 2106 лампочкой. Контрольные проверки генератора

Особенности конструкции

Генератор Г-221 - трехфазная синхронная электрическая машина переменного тока с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямителем на шести кремниевых диодах. На автомобиле ваз 2106 генератор установлен на двигателе с правой стороны и прикреплен гайкой, навинчен на шпильку 16 (рис. 9.1) к натяжной планке, а нижними лапами крышек - к кронштейну на блоке цилиндров.
Техническая характеристика генератора
Тип генератора....................................Г-221
Номинальное напряжение, В..................12
Направление вращения...................правое (со стороны привода)
Максимальная сила тока отдачи при 14 В и частоте вращения ротора 5000 мин, А...............................42
Максимальная частота вращения ротора, мин.......13 000
Передаточное отношение двигатель-генератор.........................1:2,04
Ротор генератора приводится во вращение клиновым ремнем от шкива, установленного на коленчатом валу двигателя.
Основные части генератора: ротор 30, статор 27 и крышки 1 и 23. Между клювообразными наконечниками полюсов ротора зажата обмотка возбуждения 25, концы которой припаяны к двум контактным кольцам 4 и 5. Подшипники 6 и 22 ротора - закрытого типа и заполнены смазкой, достаточной на весь срок службы генератора.
Наружная обойма подшипника 22 запрессована в крышку генератора и закреплена между двумя стальными шайбами, стянутыми винтами, концы которых раскернены.

У подшипника 6 внутренняя обойма напрессована на вал ротора, а наружная - поджата в гнезде крышки 1 резиновым кольцом.
Сердечник статора 27 набран из пластин электротехнической стали. В пазах сердечника находится трехфазная обмотка, соединенная по схеме «звезда» с выводом нулевой точки. Этот вывод не имеет маркировки и служит для подключения реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи. Основные три вывода обмотки статора подключены к выпрямительному блоку, состоящему из шести кремниевых диодов.
С 1982 г. устанавливают выпрямительный блок, состоящий из двух пластин с запрессованными в них диодами. В случае выхода из строя диодов выпрямительный блок заменяют новым.
Электрическая схема соединений системы генератора показана на рис. 9.2.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с «массой», а «плюс» - подключаться к выводу «30» генератора. Ошибочное обратное включение аккумулятора немедленно вызовет повышенный ток через диоды генератора, и они выдут из строя. Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на выводе «30» генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля ваз 2106.

Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением вывода «30» генератора с «массой». При этом через диоды протекает значительный ток и они повреждаются. Проверять генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра. Диоды выпрямительного блока генератора не допускается проверять напряжением более 12 В или мегомметром, так как он имеет слишком высокое для диодов напряжение - при проверке они будут пробиты (произойдет короткое замыкание). Запрещается проверка электропроводки автомобиля ваз 2106 мегомметром или лампой, питаемой напряжением более 12 В. Если такая проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора. Проверять сопротивление изоляции обмотки статора повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от диодов выводами фазных обмоток.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Если в пути порвался ремень генератора, а запасной вы забыли дома, временно заменить его может кольцо шириной 20 мм, вырезанное из старой автомобильной камеры. Чтобы снизить потребление тока при движении автомобиля ваз 2106 с неисправным генератором по возможности отключите радиоприемник, лишние приборы освещения, вентилятор отопителя, обогрев стекла и т.п.

Рис. 9.1. Генератор автомобиля ВАЗ 2106:
1 - крышка генератора со стороны контактных колец; 2 - выпрямительный блок; 3 - болт крепления выпрямительного блока и фазных выводов обмотки статора; 4, 5 - контактные кольца; 6 - шариковый подшипник вала ротора со стороны контактных колец; 7 - вал ротора; 8 - изолирующая втулка; 9 - винт крепления щеткодержателя; 10 - «плюсовый» клеммовый болт (вывод «30»); 11 - изолирующая втулка контактного болта; 12 - штекер центрального вывода обмотки статора; 13 - щеткодержатель; 14 - отрицательная щетка; 15 - положительная щетка; 16 - шпилька для крепления генератора к натяжной планке; 17 - крыльчатка шкива; 18 - клювообразный полюсный наконечник ротора со стороны привода; 19 - шкив привода генератора; 20 - гайка крепления шкива; 21 - дистанционное кольцо подшипника; 22 - шариковый подшипник вала ротора со стороны привода; 23 - крышка генератора со стороны привода; 24 - каркас обмотки ротора; 25 - обмотка ротора; 26 - изоляция паза статора; 27 - статор; 28 - клин обмотки статора; 29 - обмотка статора; 30 - ротор; 31 - стяжной болт; 32 - буферная втулка; 33 - втулка; 34 - отрицательный диод; 35 - изолирующая пластина; 36 - провод фазного вывода обмотки статора; 37 - положительный диод; 38 - держатель положительных диодов; 39 - изолирующая втулка; 40 - держатель отрицательных диодов



Рис. 9.2. Схема системы генератора Г-221 (показан регулятор напряжения РР-380 электромагнитного типа):
1 - обмотка ротора генератора; 2 - генератор; 3 - обмотка статора генератора; 4 - выпрямитель генератора; 5 - аккумуляторная батарея; 6 - выключатель зажигания; 7 - контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 8 - реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи; 9 - блок предохранителей; 10 - дроссель; 11 - термокомпенсирующий резистор; 12 - дополнительные резисторы; 13 - регулятор напряжения

Возможные неисправности генератора на автомобиле , их причины и способы устранения

Причина неисправности Способ устранения неисправности
Контрольная лампа горит или периодически загорается при движении автомобиля ваз 2106
Проскальзывание ремня привода генератора

Обрыв в соединении между штекером «85» реле контрольной лампы заряда и центром «звезды» генератора

Обрыв в цепи питания обмотки возбуждения

Износ или зависание щеток генератора; окисление контактных колец

Обрыв или короткое замыкание на «массу» обмотки возбуждения генератора

Короткое замыкание одного или нескольких положительных диодов генератора

Обрыв в одном или нескольких диодах генератора

Обрыв в соединении между штекерами «86» и «87» реле контрольной лампы заряда

Обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора

Проверьте и восстановите соединение

Проверьте реле, отрегулируйте или замените его

Восстановите соединение

Зачистите контакты, отрегулируйте или замените регулятор напряжения

Замените щеткодержатель со щетками; протрите кольца тряпкой, смоченной в бензине

Присоедините выводы обмотки к контактным кольцам или замените ротор

Замените радиатор с положительными диодами

Восстановите соединение

Замените статор генератора

Контрольная лампа не загорается при включении зажигания
Перегорела нить накала

Разрегулировано или повреждено реле контрольной лампы заряда аккумулятора

Обрыв в соединении между штекером «87» реле контрольной лампы заряда и штекером «1» блока предохранителей

Короткое замыкание одного или нескольких отрицательных диодов генератора

Замыкание обмотки статора на «массу»

Замените лампу

Зачистите контакты, отрегулируйте или замените реле

Восстановите соединение

Замените выпрямительный блок генератора

Замените статор генератора

Генератор работает, аккумуляторная батарея заряжается слабо
Слабое натяжение ремня генератора: проскальзывание при большой частоте вращения и работе генератора под нагрузкой

Ослаблено крепление наконечников проводов на генераторе и аккумуляторной батарее; окислены выводы аккумуляторной батареи; повреждены провода

Неисправна аккумуляторная батарея

Разрегулирован или поврежден регулятор напряжения

Отрегулируйте натяжение ремня генератора

Очистите выводы аккумуляторной батареи от окислов, затяните зажимы, замените поврежденные провода

Замените аккумуляторной батарею

Зачистите контакты, отрегулируйте или замените регулятор напряжения

Аккумуляторная батарея перезаряжается
Плохой контакт между «массой» и корпусом регулятора напряжения

Разрегулирован или поврежден регулятор напряжения

Неисправна аккумуляторная батарея

Восстановите контакт

Отрегулируйте или замените регулятор напряжения

Замените аккумуляторную батарею

Повышенная шумность генератора
Ослаблена гайка шкива генератора

Повреждены подшипники генератора

Межвитковое замыкание обмотки статора (вой генератора)

Скрип щеток

Подтяните гайку

Замените подшипники

Замените статор

Протрите щетки и контактные кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине

Проверка и регулировка натяжения ремня привода генератора и его замена

Недостаточное натяжение ремня генератора ухудшает подзарядку аккумуляторной батареи и ведет к повышенному износу ремня.
При слишком сильном натяжении ремня генератора могут выйти из строя подшипники генератора и водяного насоса.

Так выглядит ремень привода генератора сверху справа из подкапотного пространства.
Ремень 2 привода генератора установлен на шкивах генератора 1, водяного насоса 3 и коленчатого вала (на фото не виден).

ПРИМЕЧАНИЕ
Проверка натяжения ремня привода генератора выполняется сверху в подкапотном пространстве.

Натяжение характеризуется величиной прогиба ремня генератора между шкивами насоса и коленчатого вала (прогиб В ) (рис. 9.3) или шкивами генератора и насоса (прогиб А ) при приложении усилия 98,1 Н (10 кгс) в середине расстояния между шкивами. Прогиб А должен быть 10-15 мм, прогиб В -12-17 мм.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Удобнее проверять прогиб А .

Для регулировки натяжения и замены на автомобиле ваз 2106 ремня генератора вам потребуются: ключи «на 17», «на 19», монтажная лопатка.
Натяжение ремня регулируйте на автомобиле ваз 2106, установленном на подъемнике или смотровой канаве. Регулировка ремня осуществляется перемещением генератора относительно двигателя.

Рис. 9.3. Схема проверки натяжения ремня привода генератора ВАЗ 2106: 1 - шкив генератора; 2 - шкив насоса; 3 - шкив коленчатого вала

1. Снимите грязезащитный щиток (см. «Снятие и установка грязезащитного щитка»).

2. Снизу автомобиля ваз 2106 ослабьте примерно на один оборот гайку нижнего крепления генератора.

3. Сверху автомобиля ваз 2106 из подкапотного пространства ослабьте примерно на один оборот гайку крепления генератора к натяжной планке.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Для удобства доступа к гайке крепления генератора к натяжной планке снимите с автомобиля аккумулятор. Для отворачивания гайки крепления генератора к натяжной планке пользуйтесь головкой с карданным шарниром и удлинителем.

4. Для увеличения натяжения ремня переместите генератор от двигателя.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Перемещая генератор для увеличения натяжения ремня, прикладывайте усилие только к корпусу генератора, размещая монтажную лопатку а между корпусом и двигателем.
5. Для уменьшения натяжения ремня переместите генератор к двигателю.

ПРИМЕЧАНИЕ
Для уменьшения натяжения ремня перемещайте генератор руками.

6. Не меняя положения генератора, затяните гайку крепления генератора к натяжной планке и гайку нижнего крепления генератора.

ПРИМЕЧАНИЕ
Моменты затяжки:
- гайки крепления генератора к натяжной планке 28,08-45,3 Н.м (2,9-4,6 кгс.м);
- гайки нижнего крепления генератора 57,3-72 Н.м (5,95-7,35 кгс.м).

7. Установите грязезащитный щиток в порядке, обратном снятию.
8. Для замены ремня генератора выполните пункты 1, 2 и 4 (с учетом рекомендаций к ним), предусмотренные для регулировки натяжения ремня генератора.

9. Снимите ремень генератора сначала со шкива насоса, затем со шкивов генератора и коленчатого вала.
10. Наденьте новый ремень генератора сначала на шкив коленчатого вала, затем на шкив генератора.

11. Наденьте новый ремень генератора на шкив насоса.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Если новый ремень генератора туго надевается на шкив насоса, а генератор при этом до упора сдвинут к двигателю, аккуратно проворачивайте шкив насоса рукой или медленно проворачивайте коленчатый вал до полного надевания ремня на шкив. Проворачивать коленчатый вал попросите помощника.

Контрольные проверки генератора ВАЗ 2106

Проверка генератора на автомобиле ваз 2106 , описанная в подразд. «Замена регулятора напряжения» позволяет ориентировочно определить неисправность генератора, если и после замены регулятора напряжения и регулировки натяжения ремня привода генератора горит контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Запрещено проверять исправность генератора его отсоединением (даже кратковременным) от аккумулятора при работающем на автомобиле ваз 2106 двигателе. Возникший при этом скачок напряжения выведет из строя выпрямительный блок генератора.

Проверка генератора на стенде позволяет определить исправность генератора и соответствие его номинальным характеристикам. У проверяемого генератора щетки должны быть хорошо притерты к контактным кольцам коллектора, а сами кольца должны быть чистыми. Установите генератор на стенд и подключите его, как показано на рис. 9.4.
Включите электродвигатель стенда, реостатом 5 установите напряжение на выходе генератора 14 В и доведите частоту вращения ротора до 5000 мин. Дайте генератору поработать в этом режиме не менее 2 мин, а затем замерьте силу тока отдачи. У исправного генератора сила тока отдачи должна быть не менее 44 А.
Если замеренная величина отдаваемого тока значительно меньше, то это свидетельствует о неисправностях в обмотках статора и ротора, о повреждении диодов или износе контактных колец и щеток. В этом случае необходима тщательная проверка обмоток и диодного моста генератора, чтобы определить место неисправности.
При подозрении на неисправность диодов выпрямительного блока генератора проверьте силу тока отдачи на прогретом генераторе. Такая проверка позволяет лучше выявить неисправность диодного моста по резкому снижению тока отдачи при повышении температуры генератора.
Для прогрева дайте генератору поработать не менее 15 мин при частоте вращения ротора 5000 мин и напряжении 14 В на выходе генератора. Затем измерьте силу тока отдачи. На прогретом генераторе сила тока отдачи должна быть не менее 42 А.
Проверка генератора осциллографом позволяет по форме кривой выпрямленного напряжения генератора точно и быстро проверить исправность генератора и определить характер повреждения. Для проверки вращайте ротор генератора с частотой 1500-2000 мин, питая обмотку возбуждения от аккумуляторной батареи, но от вывода «30» батарею отключите.

Рис. 9.5. Форма кривой выпрямленного напряжения генератора: I - генератор исправен; II - диод пробит; III - обрыв в цепи диода

При исправных диодах и обмотке статора кривая выпрямленного напряжения имеет пилообразную форму с равномерными зубцами (рис. 9.5, I). Если произошел обрыв в обмотке статора, либо обрыв или короткое замыкание диодного моста выпрямителя - форма кривой резко меняется: нарушается равномерность зубцов и появляются глубокие впадины (рис. 9.5, II и III).
Исправность обмотки возбуждения и надежность прилегания щеток к контактным кольцам генератора можно проверить на стенде, не разбирая генератор, измерив сопротивление между штекером «67» и «массой» генератора.
Если обмотка не имеет короткозамкнутых витков и щетки хорошо притерты к контактным кольцам, то сопротивление должно быть 4,2-4,7 Ом при температуре 20 °C.

После разборки генератора проверяют сопротивление обмотки возбуждения между двумя контактными кольцами, которое должно быть (4,3±0,2) Ом при температуре 20 °C. При этом необходимо следить за надежностью контакта между кольцами ротора и присоединенными к ним проводниками.

Затем проверьте с помощью контрольной лампы, нет ли замыкания обмотки на корпус ротора. Включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Один из проводов подсоедините к корпусу ротора, а второй - поочередно на каждое кольцо. В обоих случаях лампа не должна гореть. Если лампа загорается, то обмотка замкнута: необходимо заменить ротор.
Статор проверяют отдельно после разборки генератора.

В первую очередь проверьте омметром или с помощью контрольной лампы и аккумуляторной батареи, нет ли обрывов в обмотке статора. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Поочередно подсоедините контрольную лампу между всеми выводами обмотки. Во всех трех случаях лампа должна гореть. Если хотя бы в одном случае лампа не горит, значит, есть обрыв в обмотке и нужно заменить статор или обмотку.

Затем проверьте, нет ли замыкания обмоток статора на корпус. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Подсоедините лампу к выводу обмотки статора, а провод от источника тока к корпусу статора, при этом лампа гореть не должна. Если лампа горит, то происходит замыкание и, следовательно, необходимо заменить статор или обмотку. Изоляция проводов обмотки должна быть без следов перегрева, который происходит при коротком замыкании в диодах выпрямительного блока генератора. Статор с такой поврежденной обмоткой замените. Наконец, необходимо проверить специальным дефектоскопом, нет ли в обмотке статора короткозамкнутых витков.

Исправный диод пропускает ток только в одном направлении. Неисправный может вообще не пропускать ток (обрыв цепи) или пропускать ток в обоих направлениях (короткое замыкание).
Короткое замыкание диодов выпрямительного блока можно проверить, не снимая генератор с автомобиля ваз 2106, предварительно отсоединив провода от аккумуляторной батареи и генератора. Проверить можно омметром или с помощью лампы (1,5 Вт, 12 В) и аккумуляторной батареи, как показано на рис. 9.6.

ПРИМЕЧАНИЕ
Для упрощения крепления деталей выпрямительного блока три диода имеют на корпусе «плюс» выпрямленного напряжения. Это диоды «положительные» и запрессованы в одну пластину выпрямительного блока. Другие три диода «отрицательные», имеют на корпусе «минус» выпрямленного напряжения и запрессованы в другую пластину выпрямительного блока или в крышку генератора.

Сначала проверьте, нет ли замыкания одновременно в «положительных» и «отрицательных» диодах. Для этого «плюс» батареи подсоедините к выводу «30» генератора, а «минус» - через лампу к корпусу генератора (рис. 9.6, а). Если лампа горит, то какие-то из «отрицательных» и «положительных» диодов имеют короткое замыкание. Короткое замыкание только «отрицательных» диодов можно проверить, соединив «плюс» батареи со штекером центрального вывода обмотки статора (12 на рис. 9.1, этот штекер без маркировки), а «минус» через лампу с корпусом генератора (рис. 9.6, б). Горение лампы означает короткое замыкание в одном или нескольких «отрицательных» диодах.
Следует помнить, что в этом случае горение лампы может быть и следствием замыкания витков обмотки статора на корпус генератора. Однако такая неисправность встречается значительно реже, чем короткое замыкание диодов.
Для проверки короткого замыкания только в «положительных» диодах «плюс» батареи соедините с выводом «30» генератора, а «минус» - через лампу со штекером центрального вывода обмотки статора (рис. 9.6, в). Горение лампы укажет на короткое замыкание одного или нескольких «положительных» диодов. Обрыв в диодах без разборки генератора можно обнаружить только косвенно при проверке генератора на стенде по значительному снижению (на 20-30%) величины отдаваемого тока по сравнению с номинальным. Если обмотки генератора исправны, а в диодах нет короткого замыкания, то причиной уменьшения отдаваемого тока является обрыв в диодах.

Рис. 9.6. Схемы проверки диодного моста генератора ВАЗ 2106 (а - проверка одновременно «положительных» и «отрицательных» диодов; б - проверка «отрицательных» диодов; в - проверка «положительных» диодов) : 1 - генератор; 2 - контрольная лампа; 3 - аккумуляторная батарея





Рис. 9.4. Схема соединений генератора для проверки на стенде :
1 - вольтметр; 2 - выключатель; 3 - амперметр; 4 - аккумуляторная батарея; 5 - реостат; 6 - генератор

Снятие и установка генератора на автомобиле

Если при работе двигателя на панели приборов постоянно горит контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи (при заведомо исправном регуляторе напряжения и нормальном натяжении ремня привода генератора), проведите первичную проверку генератора на автомобиле ваз 2106 (см. «Контрольные проверки генератора»). Если проверка на автомобиле ваз 2106 выявит общую неисправность генератора, снимите его с автомобиля для более точной поверки на стенде и с помощью осциллографа и для последующего ремонта.
Кроме того, генератор снимают для ремонта или замены при появлении повышенного нехарактерного шума.
Для снятия с автомобиля ваз 2106 генератора вам потребуются: ключи «на 10», «на 17», «на 19», монтажная лопатка.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Снятие генератора с автомобиля ваз 2106 выполняйте на подъемнике или смотровой канаве.

1. Снимите грязезащитный щиток (см. «Снятие и установка грязезащитного щитка»). Снизу автомобиля ваз 2106 ослабьте затяжку гайки нижнего крепления генератора.

2. В подкапотном пространстве ослабьте затяжку крепления генератора к натяжной планке.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Для удобства доступа к гайке крепления генератора к натяжной планке снимите аккумуляторную батарею. Для отворачивания гайки крепления генератора к натяжной планке пользуйтесь головкой с карданным шарниром и удлинителем.

3. Ослабьте натяжение ремня привода генератора, переместив генератор к двигателю. Снимите ремень генератора сначала со шкива насоса, затем со шкивов генератора и коленчатого вала.

4. Отверните гайку крепления генератора к натяжной планке, снимите шайбу.

5. Снимите защитный колпачок с вывода «30», отверните гайку крепления проводов к выводу генератора.

6. Снимите два провода с вывода «30», провод 1 со штекера центрального вывода обмотки статора и провод 2 с вывода «67» щеткодержателя.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При обратной установке генератора не перепутайте местами провода 1 и 2. Вывод «67» и провод 1, подходящий к нему, не имеют изолирующих колодок.

ПРИМЕЧАНИЕ
Так расположены выводы на задней крышке генератора: 1 - вывод «30»; 2 - штекер центрального вывода обмотки статора; 3 - вывод «67»

7. Отверните гайку нижнего крепления генератора и снимите шайбы.
8. Придерживая генератор, выньте болт.

9. Наклоните генератор и снимите его с двигателя, опустив вниз.
10. Установите на автомобиль ваз 2106 новый генератор и снятые детали в порядке, обратном снятию (см. предупреждение). Отрегулируйте натяжение ремня привода генератора.

Разборка и сборка генератора ВАЗ 2106

Генератор автомобиля ваз 2106 разбирают для полной проверки исправности его элементов (см. «Контрольные проверки генератора») и замены неисправных статора, ротора, его подшипников и выпрямительного блока.
Для разборки генератора вам потребуются: ключи «на 8», «на 10», «на 13» и «на 19», головки торцовые «на 8», «на 10» и «на 19», вороток, динамометрический ключ, отвертка, штангенциркуль, молоток, оправки для выпрессовки и запрессовки подшипников генератора, съемник шкива генератора.

1. Отверните винт крепления щеткодержателя генератора и снимите щеткодержатель.

2. Отверните гайку крепления шкива генератора, зажав шкив генератора в тиски через ремни (используйте штатный ремень генератора и какой-нибудь приводной ремень большого сечения, например от грузового автомобиля).

3. С помощью съемника спрессуйте шкив с вала ротора генератора.

4. Выньте шпонку шкива генератора.

5. Отверните четыре гайки крепления крышки генератора со стороны контактных колец (задней крышки), снимите пружинные шайбы.

6. Снимите заднюю крышку генератора вместе со статором.

7. Выньте ротор в сборе с задним подшипником из передней крышки генератора. Не потеряйте дистанционное кольцо, установленное на валу ротора (показано стрелкой).

8. Отверните гайки крепления крышек переднего подшипника, опилив раскерненные концы винтов.

9. Снимите винты, внутреннюю и наружную крышки переднего подшипника.

10. Выпрессуйте передний подшипник вала ротора из передней крышки генератора, используя оправку подходящего диаметра.

11. Отверните три гайки крепления выводов обмоток статора от выпрямительного блока, снимите пружинные шайбы, выньте болты с изолирующими проставками.

12. Выньте наконечник провода из колодки вывода «67» внутрь задней крышки генератора, протолкнув его отверткой, и разъедините заднюю крышку и статор.

13. Отверните гайку крепления вывода «30», снимите стопорную и плоскую шайбы, а также капроновую изоляционную проставку.

14. Выньте выпрямительный блок из задней крышки генератора.

15. С помощью съемника спрессуйте задний подшипник с вала ротора.

16. Перед установкой проверьте состояние щеток генератора и измерьте их выступание из щеткодержателя (должно быть не менее 12 мм).
17. Соберите генератор в последовательности, обратной разборке.

ПРИМЕЧАНИЕ
После затяжки закерните гайки винтов крепления крышек переднего подшипника (см. пункт 8) для предотвращения их самоотворачивания.

Проверка на автомобиле , описанная в подразд. «Замена регулятора напряжения» позволяет ориентировочно определить неисправность генератора, если и после замены регулятора напряжения и регулировки натяжения ремня привода генератора горит контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи.

Проверка генератора на стенде позволяет определить исправность генератора и соответствие его характеристик номинальным. У проверяемого генератора щетки должны быть хорошо притерты к контактным кольцам коллектора, а сами кольца должны быть чистыми. Установите генератор на стенд и подключите его, как показано на рис. 9.4 .

Включите электродвигатель стенда, реостатом 5 установите напряжение на выходе генератора 14 В и доведите частоту вращения ротора до 5000 мин -1 . Дайте генератору поработать в этом режиме не менее 2 мин, а затем замерьте силу тока отдачи. У исправного генератора она должна быть не менее 44 А.

Если замеренная величина отдаваемого тока значительно меньше, то это свидетельствует о неисправностях в обмотках статора и ротора, о повреждении вентилей или износе контактных колец и щеток. В этом случае необходима тщательная проверка обмоток и вентилей, чтобы определить место неисправности.

При подозрении на неисправность вентилей выпрямительного блока генератора проверьте силу тока отдачи на прогретом генераторе. Такая проверка позволяет лучше выявить неисправность вентилей по резкому снижению тока отдачи при повышении температуры генератора.

Для прогрева дайте генератору поработать не менее 15 мин при частоте вращения ротора 5000 мин -1 и напряжении 14 В на выходе генератора. Затем измерьте силу тока отдачи. На прогретом генераторе она должна быть не менее 42 А.

Проверка генератора осциллографом позволяет по форме кривой выпрямленного напряжения генератора точно и быстро проверить исправность генератора и определить характер повреждения. Для проверки вращайте ротор генератора с частотой 1500–2000 мин -1 , питая обмотку возбуждения от аккумуляторной батареи, но от вывода «30» батарею отключите.

При исправных вентилях и обмотке статора кривая выпрямленного напряжения имеет пилообразную форму с равномерными зубцами (рис. 9.5 , I). Если произошел обрыв в обмотке статора либо обрыв или короткое замыкание в вентилях выпрямителя – форма кривой резко меняется: нарушается равномерность зубцов и появляются глубокие впадины (рис. 9.5 , II и III).

Исправность обмотки возбуждения и надежность прилегания щеток к контактным кольцам можно проверить на стенде, не разбирая генератор, измерив сопротивление между штекером «67» и «массой» генератора.

Если обмотка не имеет короткозамкнутых витков и щетки хорошо притерты к контактным кольцам, то сопротивление должно быть 4,2–4,7 Ом при температуре 20 °С.

Статор проверяют отдельно после разборки генератора.

В первую очередь проверьте омметром или с помощью контрольной лампы и аккумуляторной батареи, нет ли обрывов в обмотке статора. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Поочередно подсоедините контрольную лампу между всеми выводами обмотки. Во всех трех случаях лампа должна гореть. Если хотя бы в одном случае лампа не горит, значит, есть обрыв в обмотке и нужно заменить статор или обмотку.

Затем проверьте, нет ли замыкания обмоток статора на корпус. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Подсоедините лампу к выводу обмотки статора, а провод от источника тока к корпусу статора, при этом лампа гореть не должна. Если лампа горит, то происходит замыкание и, следовательно, необходимо заменить статор или обмотку. Изоляция проводов обмотки должна быть без следов перегрева, который происходит при коротком замыкании в вентилях выпрямительного блока. Статор с такой поврежденной обмоткой замените. Наконец, необходимо проверить специальным дефектоскопом, нет ли в обмотке статора короткозамкнутых витков.

Исправный вентиль пропускает ток только в одном направлении. Неисправный может вообще не пропускать ток (обрыв цепи) или пропускать ток в обоих направлениях (короткое замыкание).

Короткое замыкание вентилей выпрямительного блока можно проверить, не снимая генератор с автомобиля, предварительно отсоединив провода от аккумуляторной батареи и генератора. Проверить можно омметром или с помощью лампы (1–5 Вт, 12 В) и аккумуляторной батареи, как показано на рис. 9.6 .

Сначала проверьте, нет ли замыкания одновременно в «положительных» и «отрицательных» вентилях. Для этого «плюс» батареи подсоедините к выводу «30» генератора, а «минус» – через лампу к корпусу генератора (рис. 9.6 , а). Если лампа горит, то какие-то из «отрицательных» и «положительных» вентилей имеют короткое замыкание. Короткое замыкание только «отрицательных» вентилей можно проверить, соединив «плюс» батареи со штекером центрального вывода обмотки статора (12 на рис. 9.1 , этот штекер без маркировки), а «минус» через лампу с корпусом генератора (рис. 9.6 , б). Горение лампы означает короткое замыкание в одном или нескольких «отрицательных» вентилях.

Следует помнить, что в этом случае горение лампы может быть и следствием замыкания витков обмотки статора на корпус генератора. Однако такая неисправность встречается значительно реже, чем короткое замыкание вентилей.

Для проверки короткого замыкания только в «положительных» вентилях «плюс» батареи соедините с выводом «30» генератора, а «минус» – через лампу со штекером центрального вывода обмотки статора (рис. 9.6 , в). Горение лампы укажет на короткое замыкание одного или нескольких «положительных» вентилей. Обрыв в вентилях без разборки генератора можно обнаружить только косвенно при проверке генератора на стенде по значительному снижению (на 20–30%) величины отдаваемого тока по сравнению с номинальным. Если обмотки генератора исправны, а в вентилях нет короткого замыкания, то причиной уменьшения отдаваемого тока является обрыв в вентилях.

Пустите двигатель, дайте ему поработать несколько минут, затем, нажав на педаль газа, доведите обороты коленчатого вала до 3000 мин –1 . Включите дальний свет фар, обогрев заднего стекла, вентилятор отопителя. Замерьте напряжение на выводах аккумуляторной батареи, которое должно быть выше 13,2 В для генератора 9412.3701 и 13,6 В для генератора 371.3701. Если это не так, неисправны регулятор напряжения со щеточным узлом, обмотки генератора (обрыв или замыкание) или окислены контактные кольца обмотки возбуждения.
Для того чтобы убедиться в исправности регулятора напряжения, выключите все потребители, кроме фар дальнего света, и вновь измерьте напряжение. Оно должно быть в пределах 13,2–14,7 В для генератора 9412.3701 и 13,6–14,6 В для генератора 371.3701.
Снятый регулятор напряжения генератора 9412.3701 можно проверить, подключив между щетками лампу (1–5 Вт, 12 В), а к выводам D+ и масса – источник питания (только постоянного тока, минус – к массе!), вначале напряжением 12 В, а затем 15–16 В. В первом случае лампа должна гореть, во втором – нет. Если лампа горит в обоих случаях, в регуляторе – пробой, если не горит – обрыв или нарушен контакт между щетками и выводами регулятора. В обоих случаях регулятор следует заменить. Для проверки регулятора генератора 371.3701 источник тока следует подключать к выводам Б и В (плюс) и массе (минус).
Для проверки вентилей выпрямительного блока отсоедините провода от аккумуляторной батареи, генератора и от вывода (выводов) регулятора напряжения. Плюс батареи через лампу (1–5 Вт, 12 В) подсоедините к выводу В+ генератора 9412.3701 (к выводу 30 генератора 371.3701), а минус – к его корпусу. Если лампа горит, то и в блоке положительных, и в блоке отрицательных вентилей имеется короткое замыкание.
Для проверки замыкания в положительных вентилях плюс батареи через лампу соедините с выводом В+ генератора 9412.3701
(с выводом 30 генератора 371.3701), а минус – с выводом одной из фазных обмоток статора. Если лампа горит, пробиты один или несколько положительных вентилей.
Для проверки замыкания в отрицательных вентилях плюс батареи через лампу соедините с выводом одной из фазных обмоток статора, а минус – с корпусом генератора. Если лампа горит, пробиты один или несколько отрицательных вентилей или обмотки статора замыкают на корпус генератора. Чтобы исключить замыкание обмоток, генератор снимают с автомобиля и, отсоединив обмотки от регулятора напряжения и выпрямительного блока, проверяют их замыкание на массу лампой или омметром. Вентили генератора можно также проверить омметром, не подключая аккумулятор и контрольную лампу.
Замыкание дополнительных диодов можно проверить, подключив плюс батареи через лампу к выводу D генератора 9412.3701 (к выводу 61 генератора 371.3701), а минус – к выводу одной из фазных обмоток статора (к одному из болтов крепления выпрямительного блока). Если лампа горит, один или несколько дополнительных диодов пробиты.
Обрыв основных вентилей определяется по резкому снижению тока отдачи (падению напряжения под нагрузкой). Однако это может быть также вызвано обрывом или замыканием в обмотках генератора. Обрыв в дополнительных вентилях можно определить по низкому напряжению на штекере D генератора 9412.3701 или штекере 61 генератора 371.3701 (ниже 14 В) при малой и средней частоте вращения ротора генератора.
Определить исправность каждого диода (основного или дополнительного) можно только на снятом выпрямительном блоке омметром или контрольной лампой. Выпрямительный блок при выходе из строя рекомендуется заменять в сборе. Допускается замена отдельных вентилей, однако для основных вентилей потребуется их перепрессовка в держателе – операция, требующая аккуратности и навыка. Обмотки статора и ротора проверяются специальным дефектоскопом или электронным осциллографом – по форме кривых напряжения.

Генератор ВАЗ 2106 марки Г-221 осуществляет выработку переменного электротока и предназначен для запитки бортовых потребителей энергии и зарядки аккумулятора автомобиля. По своей конструкции генератор на авто является трехфазной синхронной электроустановкой, имеющей электромагнитное возбуждение правого вращения.

Так как все потребители на ВАЗ 2106 используют для своего питания постоянный ток, для преобразования получаемого электрогенератором переменного тока в постоянный используется электровыпрямитель, который является встроенным в генератор ВАЗ. Схема электровыпрямителя основана на использовании шести кремниевых диодов.

Максимальная сила тока, получаемая от электрогенератора, при напряжении в 14 В и 5000 оборотах в минуту равна 42 А. Генератор на ВАЗ монтируется на мотор справа. Вращение электроротора осуществляется путем передачи вращательного движения при помощи использования клинового ремня от шкива коленвала на шкив, закрепленный на роторе генератора ВАЗ.

Схема крепления электрогенератора и его конструкция

Для закрепления генератора на корпус мотора у него на крышках имеются специальные ушки. Фиксирование осуществляется при помощи болта к кронштейну и шпильки к натяжной планке. Для предохранения повреждений ушек крышек при закреплении электрогенератора в их отверстиях вставлены специальные резиновые буферные втулки.

При закреплении агрегата усилие затяжки приводит к смещению поджимной стальной втулки, после чего происходит сжатие буферной спецвтулки между металлическими втулками, а осевое усилие, прикладываемое при затяжке, не передается на ушко крепления. Конструкция агрегата состоит из нескольких частей. Основными компонентами, входящими в состав электрогенерирующего устройства, являются:

  • ротор;
  • статор;
  • крышки, для изготовления которых используется алюминиевый сплав;
  • крепежные элементы;
  • шкив привода генератора.

1 – поджимная втулка; 2 – втулка; 3 – буферная втулка; 4 – задняя крышка; 5 – винт крепления выпрямительного блока; 6 – выпрямительный блок; 7 – вентиль (диод); 8 – задний подшипник; 9 – контактные кольца; 10 – вал ротора; 11 – щетки; 12 – вывод «30»; 13 – щеткодержатель; 14 – вывод «67»; 15 – штекер нулевого провода; 16 – шпилька крепления генератора; 17 – крыльчатка вентилятора; 18 – шкив; 19 – пластины; 20 – кольцо; 21 – передний подшипник; 22 – обмотка ротора; 23 – ротор; 24 – обмотка статора; 25 – статор; 26 – передняя крышка.

Практически каждый из этих компонентов конструкции состоит из определенных отдельных элементов. Ротор состоит из вала, имеющего рифленую поверхность, на которую насажена втулка из стали. Помимо этого, на роторном валу размещены клювообразные стальные полюсы, которые совместно с валом и втулкой образуют сердечник электромагнита агрегата.

На роторном валу размещаются шкив и крыльчатка вентилятора, потоком воздуха от которой охлаждается схема блока выпрямителя и другие внутренние элементы электрической машины. Всасывание воздуха осуществляется в окна крышки, после чего поток проходит внутри электрогенератора между его статором и ротором и посредством крыльчатки вентилятора выбрасывается наружу.

Шкив агрегата и его крыльчатка сделаны из тонколистового металла. Соединяются при помощи сварки.

Схема электрообмоток генератора «шестерки»

Электрообмотка ротора размещена на втулке, в каркасе из пластмассы, между клювовидными полюсами. Она носит название обмотки электровозбуждения. Концы электрообмотки выводятся через особые отверстия в полюсах и припаиваются к медным контактным кольцам, смонтированным на втулке из пластмассы.

Вращение электроротора осуществляется на шариковых подшипниках закрытого типа. Смазки, закладываемой в корпус подшипника, достаточно для всего периода эксплуатации электрогенератора. Подшипники запрессованы в крышки генератора и располагаются между металлическими шайбами.

Сердечник электростатора агрегата набирается из специальных пластин, изготовленных из стали. Внутренняя часть статора имеет 36 пазов, в которых укладывается трехфазная электрообмотка. В качестве клиньев, предотвращающих ее выпадение из пазов, используются трубки из пластмассы. Каждая электрообмотка имеет в своем составе шесть электрокатушек, схема соединения которых является последовательной.

Схема генератора Г-221 (показан редуктор напряжения Рр-380 электромагнитного типа): 1 — обмотка ротора генератора; 2 — генератор; 3 — обмотка статора генератора; 4 — выпрямитель генератора; 5 — аккумуляторная батарея; 6 — тумблер зажигания; 7 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 8 — реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи; 9 — блок предохранителей ВАЗ -2106; 10 — дроссель; 11 — термокомпенсирующий резистор; 12 — добавочные резисторы; 13 — регулятор напряжения

Фазовые электрообмотки между собой соединены по типу звезды, а нулевая точка выводится на отдельный контакт. Этот контакт требуется для запитки лампы контроля уровня зарядки аккумулятора. Обмотки статора для улучшения изоляционных свойств покрываются специальным лаком.

Щетки и выпрямитель электрогенерирующего устройства авто

Щетки генератора закрепляются к щеткодержателю, зафиксированному на крышке агрегата. Щетки изготавливаются из медно-графитового состава, они прижимаются к контактным кольцам на роторе при помощи пружин. Через контактные щетки подается ток на электрообмотку возбуждения. Отрицательная щетка посредством металлической пластины крепится к массе генератора, а плюсовая — подключается к штекеру лампы контроля заряда аккумулятора.

Элементы, входящие в состав электровыпрямителя, закрепляются на задней крышке агрегата. Электровыпрямитель осуществляет изменение переменного электрического тока на постоянный. Конструкция электровыпрямителя собрана на основе трехфазной мостовой схемы. Состоит этот компонент электрогенератора из шести диодов ВА20.

Эти кремниевые диоды представляют собой полупроводниковые приборы, способные осуществлять пропуск электротока в одном направлении. Располагаются диодные мосты в корпусе из алюминия. Три диода из блока выпрямления на своем корпусе имеют «плюс». Эти концы запрессовываются в держатель корпуса. Еще три диода выпрямительного блока на корпусе имеют «минус». Эти элементы диодных мостов соединяются с массовой клеммой.


1 – «отрицательная» щетка; 2 – щеткодержатель; 3 – «положительная» щетка; 4 – колодка штекера нулевого провода; 5 – изолирующие втулки контактного болта; 6 – выпрямительный блок; 7 – контактный болт; 8 – статор; 9 – ротор; 10 – внутренняя шайба крепления подшипника; 11 – крышка со стороны привода; 12 – вентилятор в сборе со шкивом; 13 – наружная шайба крепления подшипника; 14 – передний подшипник ротора; 15 – дистанционное кольцо; 16 – стяжной болт; 17 – поджимная втулка; 18 – крышка со стороны контактных колец; 19 – буферная втулка; 20 – втулка.

Для обеспечения качественного теплоотвода диоды блока выпрямления впрессовываются в оригинальные держатели, изготовленные из алюминия. Ремонт блока выпрямления невозможен, при выходе какого-либо из его элементов из строя проводится замена всего выпрямителя.

Подключение генератора осуществляется путем присоединения минусовой клеммы агрегата к массе автомобиля, а плюсовая клемма присоединяется к бортовой сети. Функционирование электрогенератора осуществляется следующим образом. При переключении ключа в замке зажигания в первое положение по обмотке электровозбуждения пропускается электрический ток, создающий магнитное поле.

В результате при вращении ротора под зубцами статора проходят попеременно южный и северный полюсы крутящейся части. Эта смена полюсов приводит к возникновению электродвижущей силы. Форма полюсов позволяет оптимизировать работу агрегата.

Проверка генератора на автомобиле ваз 2106 , описанная в подразд. «Замена регулятора напряжения» позволяет ориентировочно определить неисправность генератора, если и после замены регулятора напряжения и регулировки натяжения ремня привода генератора горит контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Запрещено проверять исправность генератора его отсоединением (даже кратковременным) от аккумулятора при работающем на автомобиле ваз 2106 двигателе. Возникший при этом скачок напряжения выведет из строя выпрямительный блок генератора.

Проверка генератора на стенде позволяет определить исправность генератора и соответствие его номинальным характеристикам. У проверяемого генератора щетки должны быть хорошо притерты к контактным кольцам коллектора, а сами кольца должны быть чистыми. Установите генератор на стенд и подключите его, как показано на рис. 9.4.
Включите электродвигатель стенда, реостатом 5 установите напряжение на выходе генератора 14 В и доведите частоту вращения ротора до 5000 мин. Дайте генератору поработать в этом режиме не менее 2 мин, а затем замерьте силу тока отдачи. У исправного генератора сила тока отдачи должна быть не менее 44 А.
Если замеренная величина отдаваемого тока значительно меньше, то это свидетельствует о неисправностях в обмотках статора и ротора, о повреждении диодов или износе контактных колец и щеток. В этом случае необходима тщательная проверка обмоток и диодного моста генератора, чтобы определить место неисправности.
При подозрении на неисправность диодов выпрямительного блока генератора проверьте силу тока отдачи на прогретом генераторе. Такая проверка позволяет лучше выявить неисправность диодного моста по резкому снижению тока отдачи при повышении температуры генератора.
Для прогрева дайте генератору поработать не менее 15 мин при частоте вращения ротора 5000 мин и напряжении 14 В на выходе генератора. Затем измерьте силу тока отдачи. На прогретом генераторе сила тока отдачи должна быть не менее 42 А.
Проверка генератора осциллографом позволяет по форме кривой выпрямленного напряжения генератора точно и быстро проверить исправность генератора и определить характер повреждения. Для проверки вращайте ротор генератора с частотой 1500-2000 мин, питая обмотку возбуждения от аккумуляторной батареи, но от вывода «30» батарею отключите.

Рис. 9.5. Форма кривой выпрямленного напряжения генератора: I - генератор исправен; II - диод пробит; III - обрыв в цепи диода

При исправных диодах и обмотке статора кривая выпрямленного напряжения имеет пилообразную форму с равномерными зубцами (рис. 9.5, I). Если произошел обрыв в обмотке статора, либо обрыв или короткое замыкание диодного моста выпрямителя - форма кривой резко меняется: нарушается равномерность зубцов и появляются глубокие впадины (рис. 9.5, II и III).
Исправность обмотки возбуждения и надежность прилегания щеток к контактным кольцам генератора можно проверить на стенде, не разбирая генератор, измерив сопротивление между штекером «67» и «массой» генератора.
Если обмотка не имеет короткозамкнутых витков и щетки хорошо притерты к контактным кольцам, то сопротивление должно быть 4,2-4,7 Ом при температуре 20 °C.